О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бизнес-джеты становятся самолетами специального назначения

С 8 по 10 сентября в московском аэропорту Внуково прошла 11-я международная выставка деловой авиации JetExpo 2016

С 8 по 10 сентября в московском аэропорту Внуково прошла 11-я международная выставка деловой авиации JetExpo 2016. Мероприятие не удивило размахом, но, по крайней мере, собрало крупнейших производителей бизнес-джетов - Bombardier, Embraer, Gulfstream, Dassault Falcon; прилетели даже гиганты Boeing Business Jet (BBJ) и Airbus Corporate Jet (ACJ). Все вместе они устроили сеанс самовнушения: "Все будет хорошо".

Всего три года назад управленец из области бизнес-авиации на вопрос "Кризиса не боитесь?" уверенно отвечал: "Пока баррель нефти стоит более $100, кризиса в России не будет". С тех пор рынок углеводородов так тряхнуло, что и $50 кажутся счастьем. На рухнувшую нефть наложились санкции и девальвация рубля - из-за чего уже стало трясти заповедный мир пользователей частных самолетов.

"Летать стали меньше, а избавляться (от бизнес-джетов) - активнее", - коротко описал ситуацию менеджер бизнес-терминала в Шереметьево.

По его наблюдениям, клиенты сейчас делятся на три категории: первые продают самолеты, потому что такая дорогая игрушка им не по карману; вторые придирчиво считают деньги - если раньше ежемесячные чеки за обслуживание в $250 000 подписывали, не глядя, то сейчас торгуются, требуют скидки; третьи "возят корги" - у них ничего не поменялось.

Частота полетов в/из России за август сократилась на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, говорится в Wingx Business Aviation Monitor. Бизнес-терминалы московских аэропортов до сих пор входят в десятку самых загруженных в Европе, но за год скатились с четвертого места на седьмое - 1075 вылетов за август; на 14% меньше, чем годом ранее. Цены на вторичном рынке бизнес-джетов тем временем бьют антирекорды: отдельные модели за три года подешевели на 45%.

Достоверной информации, сколько именно бизнес-джетов летает в интересах богатых россиян, нет. По очень грубым подсчетам, около 500 единиц - владельцы частных самолетов предпочитают "не светиться". Исключение, пожалуй, составляют Алишер Усманов и Роман Абрамович. Они не только не стали реже летать, но и типы самолетов оставили прежние: в первом случае - это огромный Airbus А340 с именем "Bourkhan" (Усманов назвал лайнер в честь отца); во втором - таких же  размеров Boeing 767 с лобовым стеклом, оформленным в виде темных очков (неформально этот стиль называется "бандит"). Чем не радость для участников рынка?

Вселяет надежду и "государственная" бизнес-авиация. На JetExpo впервые прилетел джет от МЧС. И не какой-то заграничный, а наш Sukhoi Superjet 100. Внутри все, как полагается: кресла и диваны из светлой кожи, столы из полированного дерева. Говорят, борт предназначен для министра.

Всего на базе SSJ сделано семь бизнес-джетов для разных ведомств. В чиновничьих кругах, правда, не приятно говорить "бизнес-джет" - спокойнее и ближе "самолет специального назначения".

"Это очень правильно поддерживать российский авиапром через заказ самолетов специального назначения", - уверен менеджер производственного холдинга "Вемина авиапрестиж". Компания специализируется на интерьерах самолетов, вертолетов и поездов российского производства; среди клиентов - Управление делами президента России, ФСБ, Минобороны России, МВД, Минтранс, МЧС, мэрия Москвы.

"Вемина авиапрестиж" занималась, в частности, отделкой салонов двух Superjet 100 для МЧС, двух - для специального авиаотряда (это, надо сказать, большая новость: Управделами не спешило брать SSJ). По словам менеджера, все больше используется отечественных материалов и оборудования. Импортозамещение никто не отменял. "Освещение, информационно-развлекательная система, оборудование для кухни - все российское, - перечисляет собеседник. - Сырье для мебели покупаем в Италии, остальное делаем в России". А туалеты?… "Туалеты - это специфическое оборудование; делать ограниченное количество нерентабельно. Поэтому туалеты импортные", - объясняет менеджер. "Жалюзи американские - видите, как плохо открываются", - смеется он.

Не только россияне затягивают ремни - падает  спрос на личный самолет в Бразилии, Китае и даже на Ближнем Востоке. В 2015 году от бизнес-джета на базе двухэтажного A380 отказался член саудовской королевской семьи; что стало причиной - не уточняется, наверняка, стремительно дешевеющая нефть. Заказ был размещен в 2007 году, проект назывался Flying Palace.

Производители один за другим сокращают выпуск самолетов, объявляют о скидках и признают, что условия в индустрии оказались сложнее, чем ожидалось в начале года. По прогнозам, поставки бизнес-джетов в 2016 году могут упасть на 11%, что будет самым крутым падением с 2009 года.

Но рынок бизнес-авиации - закрытый и очень неповоротливый - вынужден меняться не только под гнетом экономических проблем. На рынок давят технологии - только ленивый в этой нише не бредит создать авиационный Uber, сделав полеты на джетах дешевле и доступнее. Рынок сильно перекраивают молодые миллиардеры. Они не испытывают пиетета перед личным самолетом, рассматривая его лишь как быстрое удобное средство передвижения. Наглядный пример - "выходка" основателя Tesla и SpaceX Илона Маска, который отправил своим джетом недостающую деталь к ракете....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка