О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Жизнь на орбите после МКС

Международная космическая станция (МКС) стала наиболее амбициозным и успешным проектом в совместном изучении и освоении космоса. За годы ее существования проедены многочисленные эксперименты, решено множество прикладных задач

Международная космическая станция (МКС) стала наиболее амбициозным и успешным проектом в совместном изучении и освоении космоса. За годы ее существования проедены многочисленные эксперименты, решено множество прикладных задач. Теперь, спустя почти 18 лет после вывода на орбиту первого элемента МКС, активно обсуждается и судьба самой программы, и будущее орбитальных проектов. Перспективный вариант развития событий - создание модульной орбитальной станции, полагает один из авторов этой концепции, Директор программ по космическим исследованиям и технологиям Германского центра авиации и космонавтики (DLR) Хуберт Райле. Он поделился своим видением перспективного проекта с участниками Евразийской аэрокосмической конференции, прошедшей в Берлине в рамках ILA 2016.

Опыт совместной работы на МКС преподнес участникам программы множество уроков и заставил пересмотреть взгляды на использование станции. В ходе выступления Х.Райле обратил внимание слушателей на то, что было изначальным предназначением МКС, и высказал предположения относительно новых вариантов ее использования. Он напомнил, что до настоящего времени основным предназначением МКС было проведение экспериментов в области микрогравитации. Однако, по его словам, исследования микрогравитации занимают относительно небольшое место в программах космических исследований как Евросоюза, так и других участников проекта. "В результате, работа по реализации других, более крупных программ, таких как наблюдение за Землей и все такое, на МКС не ведется, - констатировал господин Райле. - То есть, у нас на орбите есть огромная станция, но мы используем ее только для исследований по направлению микрогравитации, которое в списке направлений работ занимает относительно небольшое место".

В то же время, альтернативные сценарии использования МКС вполне возможны, и, по мнению германских ученых, одним из перспективных направлений было бы применение станции для исследования новых технологий на ранних стадиях. К примеру, станция может стать полигоном для отработки нового оборудования. "Если у вас появилась концепция нового сенсора для наблюдения за Землей, то может пройти до десяти лет, пока на орбиту будет выведен спутник с таким сенсором, - рассказывает Х.Райле. - Если бы мы могли сначала использовать сенсор на орбитальной станции, то этот срок можно было бы сократить до трех лет и меньше". Возможность непосредственного наблюдения за специальным оборудованием, тестируемым на орбите, позволит быстрее и успешнее проводить его диагностику, устранять неисправности. Кроме того, оборудование можно с приемлемым уровнем затрат спустить с орбиты, доработать на Земле, и снова вернуть на станцию. "Все это невозможно сделать при использовании спутника. А иногда спутник просто не работает, и вы совершенно не понимаете, почему он не работает", - напоминает специалист.

Также, по его мнению, необходимо активнее применять МКС для наблюдения за Землей и космическим пространством. "Речь идет о возможности использовать станцию не только как лабораторию, но и как обсерваторию для решения самых разных задач", - подчеркнул Х.Райле.

Впрочем, повышение эффективности использования МКС само по себе не продлит срок эксплуатации станции, и необходимо уже сегодня задуматься над тем, какие проекты в области орбитальных станций можно будет реализовать. Сейчас заинтересованные стороны только обсуждают концепции, однако некоторые из предложений, очевидно, можно будет реализовать только совместными усилиями ведущих космических держав.

Основным драйвером, подталкивающим к поиску новых концепций, является необходимость сокращения издержек на эксплуатацию станции. "Один из уроков, которые мы извлекли из МКС, что если ты создаешь такую вещь как МКС, то для создания орбитальной станции необходимы громадные инвестиции, - констатировал специалист. - Но даже если эти деньги у вас есть, то потом огромные деньги уходят на ее ежегодное содержание". Это обстоятельство подталкивает к выводу, что новая станция должна быть гораздо меньше, чем текущая.

Ученые DLR совместно с коллегами из NASA, Airbus Defence and Space и Bigelow Airspace обсуждают альтернативные варианты, и сегодня сформировалась концепция Орбитального хаба (Orbital Hub), построенного по модульной концепции с платформой в свободном полете. Сам хаб будет представлять собой гибкую модульную конструкцию, обеспечивающую все необходимые сервисные функции, а также возможность стыковки с другими модулями. Особенность предложения в том, что сам хаб и различные модули - национальные или частные - должны летать рядом, чтобы иметь возможность использовать общую инфраструктуру, но при этом они не должны постоянно быть состыкованы друг с другом. "Мы вместе используем всю инфраструктуру. Поэтому для каждого так получается гораздо дешевле, - уверяет Х.Райле. - Да и политические вопросы решать проще, если у нас не квартиры в одном доме, а у каждого свой расположенный неподалеку дом".

Одним из преимуществ может стать и снижение стоимости доставки на орбиту как космонавтов, так и грузов. "В будущем может получиться так, что если вам нужно отправить космонавта на космическую станцию, то вы просто вызываете такси. Это можете быть вы, это может быть SpaceX, неважно - просто вызываете такси", - полагает ученый.

Сегодня проект Орбитального хаба является только смелой концепцией, однако эту идею уже сегодня необходимо обсуждать и с партнерами по космическим исследованиям, и с производственными предприятиями. Сегодня DLR ведет дискуссии по этому проекту с коллегами из NASA и, пусть и не в самом активном режиме, с Роскосмосом. И пускай финальное воплощение идеи нового поколения орбитальной станции может радикально отличаться от нынешней идеи, сегодня можно констатировать приверженность европейского научного сообщества принципам совместного освоения космоса....
Авторские права на данный материал принадлежат «Внешавиакосмос». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка