О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиационная наука: интеграция и инновации

О роли ЦАГИ в развитии инноваций и международной кооперации в научной сфере участникам прошедшей в Берлине Евразийской аэрокосмической конференции рассказал Генеральный директор ЦАГИ Сергей Чернышев

Развитие международных кооперационных связей в авиации идет по многим направлениям, однако даже на фоне достаточно успешных индустриальных проектов сотрудничество научных и исследовательских организаций является ярким примером эффективного взаимодействия сторон. О роли Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в развитии инноваций и международной кооперации в научной сфере участникам прошедшей в Берлине Евразийской аэрокосмической конференции рассказал Генеральный директор ЦАГИ Сергей Чернышев.

Центральный аэрогидродинамический институт на протяжении почти ста лет является ключевой исследовательской организацией России в аэрокосмической отрасли. За этот длительный период институт сформировал обширный перечень компетенций по всем вопросам, связанным с созданием атмосферных летательных аппаратов. "Наши компетенции весьма обширны: мы охватываем все дисциплины, связанные с летающими в атмосфере аппаратами: низко- и высокоскоростными, сверх- и гиперзвуковыми, в том числе возвращаемыми с орбиты, и мы изучаем все проблемы, которые возникают при этом: аэродинамика, термодинамика, прочность конструкции, акустика, динамика полета, управление и алгоритмы управления, многодисциплинарная оптимизация, - перечислил С.Чернышев. - И мы очень трепетно относимся к сохранению своей конкурентоспособности во всех обозначенных технологических направлениях". Также генеральный директор ЦАГИ напомнил, что за предыдущие десятилетия институт дал рождение ряду других исследовательских организаций, включая Центральный институт авиационного моторостроения, Всероссийский институт авиационных материалов, Летно-исследовательский институт, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем и некоторым другим.

Огромный опыт и широкий фронт работ являются безусловными преимуществами организации. Однако для того, чтобы вписаться в новую жизнь, в бурное развитие технологий и инноваций, чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественной авиационно-космической отрасли, нужны новые подходы к организации инновационной работы, полагает С.Чернышев. Требуется корректировка стратегии или, более того, определение места таких научных кластеров, как ЦАГИ, Курчатовский институт или Институт Крылова, в инновационной системе России и в глобальном масштабе.

В чем же залог успеха научных организаций в современном динамичном мире? Прежде всего - неустанный научный поиск, развитие новых, перспективных направлений. "Мы сейчас переживаем век перехода от металлов к композитам, и этот процесс рождает огромное количество проблем, в том числе среди таких традиционных направлений, как статическая прочность", - отметил директор института. Он констатировал, что до настоящего времени еще не найдены решения, которые помогут точно прогнозировать поведение конструкций из композитных материалов при длительной эксплуатации в реальных климатических условиях, при перепадах температур, повышенной влажности, при воздействии ударов и других негативных факторов. "Наука сейчас развивается достаточно бурно, но я думаю, что у нас впереди еще пять, семь, в худшем случае - десять лет для того, чтобы научиться использовать реальные преимущества композитов, в частности, существенно меньший вес, чем у металлов, - полагает С.Чернышев. - Методология такого проектирования еще должна быть создана, сегодня ее нет".

Не менее важным фактором является взаимодействие с заинтересованными научными и учебными организациями, а также предприятиями промышленности, включая малый и средний бизнес. Так в своей работе ЦАГИ активно сотрудничает с институтами Академии наук, привлекая ведущих специалистов к решению проблем в области авиастроения. В свою очередь, исследовательская база Центрального аэрогидродинамического института используется для подготовки молодых кадров. Сегодня реализуются специальные программы с ведущими вузами, причем не только столичными, но и с университетами Самары и Казани. "Мы сознательно подтягиваем эти университеты, ставя задачи, финансируя исследования, которые могут дать прорывы по тем или иным направлениям", - подчеркнул С.Чернышев.

С учетом того, что достижение прорыва в авиационной отрасли связано с решением задач по многим дисциплинам, возрастает значимость координации научных исследований. С этой целью указом президента России был создан Национальный исследовательский центр Институт имени Н.Е. Жуковского, в который вошли ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ АС, СибНИА и ГкНИПАС. "Мы, работая вместе, сформулировали в документе верхнего уровня, который называется "Национальный план развития науки и технологий", основные стратегические цели на ближайшие 10-15 лет. Этот документ уже одобрен на государственном уровне", - рассказал руководитель ЦАГИ.

Еще одной организацией, которая помогает в координации работ в индустриальной сфере, является Союз авиапроизводителей (САП). Союз объединяет предприятия с общим годовым оборотом 800 миллиардов рублей, на которых занято свыше 230 тыс. работников. Как подчеркнул С.Чернышев, являющийся одновременно и генеральным секретарем САП, эта ассоциация способствует привлечению свежих сил, организаций от малого до крупного бизнеса, которые могли бы быть полезными в инновационном процессе.

Также выстраивается активное взаимодействие института с международным научным сообществом, ведущими научно-исследовательскими организациями Европы, Северной Америки и Азии. ЦАГИ тесно работает со всеми национальными исследовательскими центрами мира, в том числе на площадке Международного форума по авиационно-космическим исследованиям. Значимую роль в научном обмене играет организация и участие в научных конференциях. При этом ЦАГИ не только является постоянным участником крупнейших событий, но и борется за право проведения таких конгрессов. Так в 2014 году в Петербурге прошел конгресс, который привлек более тысячи докладчиков. В 2015 году проведен престижный международный конгресс по прочности и обеспечению ресурса авиационных конструкций. В 2017 году планируется большая конференция по проблемам высокоскоростного полета.

По мнению генерального директора ЦАГИ, международное сотрудничество позволяет углубить компетенции по актуальным проблемам и совместно с коллегами расставить приоритеты в научных исследованиях. В то же время, выход на внешний рынок является и главным показателем успешности научной организации. "Это говорит, что внешний рынок реагирует на то, что мы умеем, на те условия, которые созданы в ЦАГИ для исследования и получения новых решений", - резюмировал ученый....
Авторские права на данный материал принадлежат «Внешавиакосмос». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка