АвиаПорт.Ru
27 сентября 2016, 14:14
Авиаперевозчики сохранили своих делегатов в РБК 500
В минувшем году авиакомпании незначительно поднялись в рейтинге
На минувшей неделе агентство РБК опубликовало обновлённый рейтинг "РБК 500", куда вошли 500 крупнейших российских компаний. Как и в прошлом году, в первой двадцатке вполне ожидаемо оказались в основном предприятия нефтегазового, финансового и горнодобывающего секторов экономики.
Авиационная отрасль, как и годом ранее, представлена преимущественно авиакомпаниями (данные по ним "АвиаПорт" приводит в таблице). Помимо перевозчиков, в рейтинг попали также аэропортовые операторы ("Домодедово" и "Шереметьево", холдинг "Новапорт", напротив, из рейтинга выбыл), "Госкорпорация по ОрВД" и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) - также, как и авиакомпании, они представлены в секторе "Транспорт". "Аэропорты регионов" и "Базэл аэро" в рейтинге не представлены, так как входят в "разнонаправленные холдинги, как правило, не работающие по принципу вертикальной интеграции и/или не имеющего единого центра консолидации", - отмечают авторы исследования. Предприятия авиационной промышленности (ОАК, ОДК, КРЭТ и другие) представлены в "РБК 500" в секторе "ОПК и Машиностроение".
Опубликованный рейтинг включает восемь авиакомпаний: "Аэрофлот" (в составе группы), "Уральские авиалинии", авиакомпании "Сибирь" и "Глобус" (обе входят в S7 Group), "ЮТэйр", "Северный ветер" и "Волга-Днепр". Кроме того, в текущий рейтинг в качестве исключения вошла и авиакомпания "Трансаэро": авторы объясняют, что, несмотря на процедуру наблюдения, её акции торгуются на бирже. Компании ранжированы по объёмам выручки: относительно прошлого года позиции всех игроков в рейтинге изменились.
Авиакомпания | Место в РБК 500 в 2016 г | Форма собственности | Выручка, млрд руб. (2015) | Прибыль (убыток), млрд руб. (2015) | Стандарт отчётности | Перевезено пассажиров, млн человек (2015)* |
---|---|---|---|---|---|---|
Группа "Аэрофлот" | 24 (+3)* | Смешанная | 415 (+30%) | (6,4) | МСФО | 39,39 |
"Трансаэро" | 108 (-21) | Частная | 98 (-14%) | (110) | МСФО | 11,21 |
"Волга-Днепр"** | 118 (+31) | Частная | 88 (+46%) | 3,221 | МСФО | 32,7 |
"Сибирь" | 127 (+2) | Частная | 82 (+16%) | 0,923 | РСБУ | 8,2 |
"ЮТэйр" | 146 (-19) | Частная | 70 (-8%) | 2,274 | МСФО | 5,54 |
"Уральские авиалинии" | 223 (+20) | Частная | 44 (+20%) | 0,285 | РСБУ | 5,44 |
"Северный ветер" | 334 (-113) | Частная | 27 (-34%) | (0,271) | РСБУ | 2,66 |
"Глобус" | 454 (+39) | Частная | 19 (+20%) | 0,139 | РСБУ | 2,42 |
* относительно места в аналогичном рейтинге прошлого года
** для а/к "Волга-Днепр" указаны объёмы перевезённых грузов и почты в тыс. тонн
Как следует из опубликованных данных, выручка большинства крупных российских авиакомпаний растёт, и не первый год: позитивная динамика наблюдалась и раньше. Исключение составляет "Северный ветер", чья выручка снизилась за год более, чем на треть против роста почти в 40% по итогам прошлого года. Кроме того, несколько снизилась и выручка "ЮТэйр", которой пока не удалось переломить негативный тренд (снижение в 4% наблюдалось и в прошлом году). Благодаря ряду реформ компании удалось получить прибыль за 2015 год против убытка в 62 млрд рублей годом ранее. Авиакомпания "Трансаэро" 26 октября 2015 года была лишена сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность.
При этом как минимум для двух представленных в рейтинге компаний текущий финансовый год стал более успешным, чем прошлый, следует из отчётности компаний за первое полугодие. "Аэрофлот" в конце августа отчитался о прибыли в 2,5 млрд рублей по МСФО против убытков в первой половине 2015 года. Улучшилась ситуация и у "ЮТэйр": убытки компании по МСФО за отчётный период сократились на 61,4%, составив 684 млн рублей. Отчётность компаний групп S7, "Волга-Днепр", а также "Уральских авиалиний" и "Северного ветра" найти в открытых источниках не удалось.
Говорить о приблизительных финансовых результатах российских авиакомпаний по итогам 2016 года можно будет после публикации отчётности за третий квартал. Пока же крупнейшие перевозчики ждут роста выручки: ранее генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов сказал журналистам, что его компания планирует увеличить выручку на 15% по итогам года. При этом в первом квартале финансовая ситуация в отрасли была критической: в июле представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) сообщали газете "Коммерсант", что убытки российских перевозчиков в совокупности составили 24 млрд рублей.
Падение пассажиропотока в первой половине текущего года составило 7,6%. Положение отрасли не выправилось и в июле: авиакомпании потеряли 8,2%. В то же время, большинство крупных авиакомпаний наращивает авиаперевозки. Таким образом, спад общеотраслевой статистики учитывает уход "Трансаэро", заместить которую в полном объёме пока не удалось, а также снижение международных перевозок на закрытых направлениях в Турцию и Египет.
На фоне уверенного падения пассажиропотока растёт концентрация рынка: представленные в текущем рейтинге РБК авиаперевозчики аккумулируют 81,6% пассажиропотока всех российских авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 26, 2025
Группа "Аэрофлот" в летнем расписании 2025 года будет выполнять полёты по 292 маршрутам
Март 26, 2025
Авиакомпания "Россия" расширяет географию полетов в Сочи
Март 26, 2025
Группа "Аэрофлот" предлагает более 290 маршрутов в летнем сезонном расписании
Март 27, 2025
Пассажиропоток в сочинском аэропорту достиг 16 миллионов