АвиаПорт.Ru
27 сентября 2016, 14:14
Авиаперевозчики сохранили своих делегатов в РБК 500
В минувшем году авиакомпании незначительно поднялись в рейтинге
На минувшей неделе агентство РБК опубликовало обновлённый рейтинг "РБК 500", куда вошли 500 крупнейших российских компаний. Как и в прошлом году, в первой двадцатке вполне ожидаемо оказались в основном предприятия нефтегазового, финансового и горнодобывающего секторов экономики.
Авиационная отрасль, как и годом ранее, представлена преимущественно авиакомпаниями (данные по ним "АвиаПорт" приводит в таблице). Помимо перевозчиков, в рейтинг попали также аэропортовые операторы ("Домодедово" и "Шереметьево", холдинг "Новапорт", напротив, из рейтинга выбыл), "Госкорпорация по ОрВД" и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) - также, как и авиакомпании, они представлены в секторе "Транспорт". "Аэропорты регионов" и "Базэл аэро" в рейтинге не представлены, так как входят в "разнонаправленные холдинги, как правило, не работающие по принципу вертикальной интеграции и/или не имеющего единого центра консолидации", - отмечают авторы исследования. Предприятия авиационной промышленности (ОАК, ОДК, КРЭТ и другие) представлены в "РБК 500" в секторе "ОПК и Машиностроение".
Опубликованный рейтинг включает восемь авиакомпаний: "Аэрофлот" (в составе группы), "Уральские авиалинии", авиакомпании "Сибирь" и "Глобус" (обе входят в S7 Group), "ЮТэйр", "Северный ветер" и "Волга-Днепр". Кроме того, в текущий рейтинг в качестве исключения вошла и авиакомпания "Трансаэро": авторы объясняют, что, несмотря на процедуру наблюдения, её акции торгуются на бирже. Компании ранжированы по объёмам выручки: относительно прошлого года позиции всех игроков в рейтинге изменились.
Авиакомпания | Место в РБК 500 в 2016 г | Форма собственности | Выручка, млрд руб. (2015) | Прибыль (убыток), млрд руб. (2015) | Стандарт отчётности | Перевезено пассажиров, млн человек (2015)* |
---|---|---|---|---|---|---|
Группа "Аэрофлот" | 24 (+3)* | Смешанная | 415 (+30%) | (6,4) | МСФО | 39,39 |
"Трансаэро" | 108 (-21) | Частная | 98 (-14%) | (110) | МСФО | 11,21 |
"Волга-Днепр"** | 118 (+31) | Частная | 88 (+46%) | 3,221 | МСФО | 32,7 |
"Сибирь" | 127 (+2) | Частная | 82 (+16%) | 0,923 | РСБУ | 8,2 |
"ЮТэйр" | 146 (-19) | Частная | 70 (-8%) | 2,274 | МСФО | 5,54 |
"Уральские авиалинии" | 223 (+20) | Частная | 44 (+20%) | 0,285 | РСБУ | 5,44 |
"Северный ветер" | 334 (-113) | Частная | 27 (-34%) | (0,271) | РСБУ | 2,66 |
"Глобус" | 454 (+39) | Частная | 19 (+20%) | 0,139 | РСБУ | 2,42 |
* относительно места в аналогичном рейтинге прошлого года
** для а/к "Волга-Днепр" указаны объёмы перевезённых грузов и почты в тыс. тонн
Как следует из опубликованных данных, выручка большинства крупных российских авиакомпаний растёт, и не первый год: позитивная динамика наблюдалась и раньше. Исключение составляет "Северный ветер", чья выручка снизилась за год более, чем на треть против роста почти в 40% по итогам прошлого года. Кроме того, несколько снизилась и выручка "ЮТэйр", которой пока не удалось переломить негативный тренд (снижение в 4% наблюдалось и в прошлом году). Благодаря ряду реформ компании удалось получить прибыль за 2015 год против убытка в 62 млрд рублей годом ранее. Авиакомпания "Трансаэро" 26 октября 2015 года была лишена сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность.
При этом как минимум для двух представленных в рейтинге компаний текущий финансовый год стал более успешным, чем прошлый, следует из отчётности компаний за первое полугодие. "Аэрофлот" в конце августа отчитался о прибыли в 2,5 млрд рублей по МСФО против убытков в первой половине 2015 года. Улучшилась ситуация и у "ЮТэйр": убытки компании по МСФО за отчётный период сократились на 61,4%, составив 684 млн рублей. Отчётность компаний групп S7, "Волга-Днепр", а также "Уральских авиалиний" и "Северного ветра" найти в открытых источниках не удалось.
Говорить о приблизительных финансовых результатах российских авиакомпаний по итогам 2016 года можно будет после публикации отчётности за третий квартал. Пока же крупнейшие перевозчики ждут роста выручки: ранее генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов сказал журналистам, что его компания планирует увеличить выручку на 15% по итогам года. При этом в первом квартале финансовая ситуация в отрасли была критической: в июле представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) сообщали газете "Коммерсант", что убытки российских перевозчиков в совокупности составили 24 млрд рублей.
Падение пассажиропотока в первой половине текущего года составило 7,6%. Положение отрасли не выправилось и в июле: авиакомпании потеряли 8,2%. В то же время, большинство крупных авиакомпаний наращивает авиаперевозки. Таким образом, спад общеотраслевой статистики учитывает уход "Трансаэро", заместить которую в полном объёме пока не удалось, а также снижение международных перевозок на закрытых направлениях в Турцию и Египет.
На фоне уверенного падения пассажиропотока растёт концентрация рынка: представленные в текущем рейтинге РБК авиаперевозчики аккумулируют 81,6% пассажиропотока всех российских авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции