Proua
13 ноября 2002, 13:51
Тайна - большая и быстрая
Как известно, эффект экрана заключается в возрастании аэродинамических качеств крыла с уменьшением высоты движения крыла и одновременным увеличением его подъемной силы и уменьшением сопротивления движению. Область действия экраноплана лежит на сверхмалых высотах, что называется, между небом и землей (в данном случае-морем). К тому же, указанное аэродинамическое качество обратно пропорционально затраченной мощности (тяге) двигателей.
Теоретически, при равной массе для движения экраноплана требуется меньше тяги, чем для других аппаратов, например, самолетов. За счет экономии в массе энергоустановки это позволяет взять на борт больше полезного груза, например, топлива, а значит и увеличить дальность действия.
Экранопланы могут взлетать и садиться на водную поверхность, даже в условиях волнения, в отличие от гидросамолетов, а также самостоятельно выходить на берег и собственным ходом передвигаться по суше (!). В общем, Большая Надежда вполне заслуживала того, чтобы быть покрытой Большой тайной.
Главным конструктором Большой Тайны долгие годы в Советском Союзе был не кто иной, как Ростислав Евгеньевич Алексеев, известный также среди судостроителей, как один из основателей целого направления в отечественном судостроении-корабли и суда с динамическими принципами поддержания и автор ряда проектов кораблей и судов на подводных крыльях. Исследования в области создания аппаратов с динамическими принципами поддержания велись в СССР еще в предвоенные годы. Как вспоминают очевидцы, только кораблей на воздушной подушке было создано тогда аж 5 вариантов, причем после успешных испытаний деревянных прототипов двигатели с них демонтировали, а сами корабли, по соображениям секретности: сжигали(!).
Над экранопланами советские ученые начали работать с 1947 г. Как и в случае с довоенными кораблями на воздушной подушке, здесь тоже вначале разрабатывались проекты, затем строили и в условиях строжайшей секретности испытывали масштабные модели. По итогам многочисленных опытов, была определена компоновка будущего экраноплана со следующими характерными признаками: наличие низкопосаженного крыла малого удлинения, характерное развитое Т-образное хвостовое оперение с горизонтальным стабилизатором и рулем высоты на нем, фюзеляжеподобный корпус с характерными для гидросамолетов обводами и усиленным днищем.
Оказалось, что экраноплан, в отличие, скажем, от самолета, в динамическом отношении оказался намного сложнее в управлении. Создать аппарат, устойчивый в полете и одновременно безопасный при движении по морю долго не удавалось. Для управления движением экранопланов была разработана специальная система автоматического управления движением (САУД).
Все исследования и разработки осуществлялись по линии Министерства судостроительной промышленности СССР и для ВМФ, поскольку советские ВВС отказались от этого (там просто не считали экранопланы летательными аппаратами!).
Постепенно, благодаря концентрации значительных усилий и средств, конструкторы стали приближаться к созданию реальных конструкций.
Так было начато строительство 400-тонного экраноплана "КМ" ("корабль-макет"), масштабной модели СМ-5, а также начата разработка 25-тонной модели СМ-6 (прототип боевых экранопланов). В июне 1966 г. "КМ" спустили на воду и в специальном транспортном доке перевели на Каспий. В октябре 1966 г. состоялся первый пробный выход "КМ". 400-тонный экраноплан развивал скорость до 500 км/час, оказался способен выходить на мелководье, недоступное для обычных кораблей, мог действовать в условиях волнения до 4-х баллов.
Испытания "КМ" произвели достаточно сильное впечатление и были зафиксированы иностранными разведывательными спутниками. Большая Тайна стала предметом повышенного интереса "потенциального противника" и вышла на страницы западных СМИ. С тех пор там стали регулярно помещаться рисунки парящих над водной поверхностью экранопланы самых невероятных конструкций (к сожалению, в 1980 г. во время одного из испытательных полетов "Каспийский монстр" потерпел аварию и разбился, к счастью, пострадавших при этом не было).
Наконец представилось возможным определить круг задач, для решения которых лучше всего подходили бы экранопланы.
Прежде всего, было поставлено задание на проектирование и постройку десантного экраноплана пр.904 "Орленок" взлетным весом 140 т, грузоподъемностью 20 т (две БМП или 250 чел. десанта), скоростью до 400 км/ч, дальностью до 3000 км и мореходностью до 4 баллов. Корабль имел интересные конструктивные особенности. В частности, по аналогии с тяжелыми транспортными самолетами, носовая часть экраноплана вместе со стартовыми двигателями и пилотской кабиной предусматривалась откидной, что облегчало проведение загрузки-выгрузки колесной и легкой гусеничной техники. Корабль оснащался специально разработанным для него уникальным скорострельным автоматом и навигационными комплексами.
В 1973г. на заводе "Волга" в г. Горьком было начато строительство головного экраноплана пр.904. Достройка корабля и подготовка его к испытаниям проводились в Каспийске на специально созданной базе. Тем временем, в Горьком было начато строительство второго корабля этого проекта.
В конце 1974 г головной "Орленок" потерпел аварию в море - во время взлета отвалилась кормовая оконечность. В последующем прочность усилили, а также приняли решение об установке т.н. "гидролыжи". Всего по проекту 904 планировалось строительство 120(!) кораблей. Но на заводе "Волга" в Горьком было до 1980 г. построено 5 экранопланов из которых до сих пор в строю остаются только 2, остальные списаны.
В 1977 г. на Каспии были успешно проведены испытания десантного экраноплана проекта 902 . В 1978г. был представлен второй десантный экраноплан, который также приняли в состав ВМФ. Очевидцы вспоминают, что во время учений десантные экранопланы с успехом справились с задачей: принять на борт два батальона пехоты в районе Баку, переправить на восточный берег Каспия и высадить там, а затем снова принять десант на борт и вернуть обратно на базу. Переброска через Каспий заняла всего 50(!) минут.
Наконец, в 1987г. был построен 400-тонный боевой экраноплан "Лунь", вооруженный шестью противокорабельными крылатыми ракетами "Москит" (дальность полета - более 3000 км при крейсерской скорости - 550 км/ч).
Однако, несмотря на уникальность конструкции, в эксплуатации экранопланы пока слишком дорогостоящее удовольствие и со временем постепенно выводятся из состава Каспийской флотилии и продаются на слом. К тому же, средств на их дальнейшее совершенствование у командования ВМФ РФ пока нет......
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции