Известия
14 ноября 2002, 10:42
Красная армия дешево не летает
Поправку о выделении отдельной строкой 190 миллионов рублей на финансирование российско-украинской программы создания военно-транспортного самолета Ан-70 в бюджете на 2003 год будут обсуждать 22 ноября на пленарном заседании Госдумы.
- Ситуация слишком сложная, чтобы изложить ее в двух словах, - заявили "Известиям" в Российском авиационно-космическом агентстве, - здесь столько интересов переплетено, что любое слово может принести больше вреда, чем пользы...
Согласно российско-украинским межправительственным договоренностям, неоднократно подтвержденным президентами обоих государств, до 2018 года планировалось выпустить 164 самолета Ан-70 для ВВС России и 65 - для Украины. Однако из-за непрекращающихся лоббистских игр и отсутствия денег проект повис в воздухе.
Оппоненты российско-украинского самолета напоминают, что Ан-70 дважды попадал в авиапроисшествия. В первом случае это было столкновение в воздухе с самолетом сопровождения, во втором - отказ украинского двигателя Д-27.
- Мы рекомендовали украинской стороне провести дополнительные исследования газодинамической неустойчивости двигателя, - рассказал начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России Сергей Солнцев. - Без устранения этого машина не может считаться полностью надежной. Сейчас эти работы ведутся, но, когда закончатся, сказать трудно - не хватает денег.
Еще одним аргументом "против" называется то, что 20 процентов комплектующих для машины будет выпускаться на Украине, что не будет обеспечивать независимость российских вооруженных сил от превратностей международной политики. Хотя в этом вопросе российская сторона лукавит. Дело в том, что основной военно-транспортный самолет Ил-76 собирается не на территории России, а в Узбекистане - на Ташкентском авиационном заводе.
Первоначально предполагалось, что помимо министерств обороны России и Украины новый самолет купят военные ведомства европейских государств. Страны НАТО даже предоставили российско-украинскому коллективу конструкторов "секретные" данные о размерах, весе и прочих характеристиках используемых натовцами бронетехники и машин. Именно под их размещение проектировался внутренний салон самолета. Но идея совместного производства Ан-70 с Германией провалилась - НАТО решила создать в рамках европейского авиационного консорциума "Эрбас" свой собственный транспортный самолет средней грузоподъемности А400М.
Как рассказал "Известиям" генеральный директор открытого акционерного общества "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, европейцев не интересуют чужие конечные продукты - они предпочитают поддерживать заказами собственную авиапромышленность. Им нужны только "двигатель, аналогичный Д-27", и другие системы и агрегаты, которые они самостоятельно создать не в состоянии.
Изменить ситуацию мог бы переход к серийному производству Ан-70 и его заказ Министерством обороны России. Тогда машину могла бы купить не только Европа, но и Китай, высказавший вполне определенные пожелания по этому поводу. Но на начало серийного производства самолета не хватает около $50 миллионов. На этом основании российские военные хотят пересмотреть свои взгляды в отношении российско-украинской машины и сконцентрировать внимание на российском Ту-330.
Правда, если подобное решение состоится, то оно приведет к осложнению российско-украинских отношений. Не менее важно другое - близкий сердцу российских военных Ту-330 существует сегодня только на бумаге. По словам главного конструктора АО "АНТК им. Туполева" Валентина Близнюка, стоимость НИОКР по созданию Ту-330 оценивается в $340-400 миллионов, которые придется вкладывать в проект в течение 7 лет. Найти такие деньги не смог даже президент Татарстана Минтимер Шаймиев (строиться машина будет на авиапредприятиях Казани), который в течение трех лет безрезультатно добивается получения госгарантий под кредиты на программу создания этого самолета. Поможет ли Минобороны России? Нет. Как и с российско-украинским самолетом, программа серийного производства Ту-330 не обеспечена госфинансированием.
Самолет не прописан в утвержденной госпрограмме вооружений.
Гендиректор АК имени Ильюшина (фирмы, выпускающей основной военно-транспортный самолет российских ВВС Ил-76) Виктор Ливанов считает: метания между несколькими проектами говорят лишь о том, что у военных нет ясности, какой парк авиатехники им нужен. В результате они могут столкнуть интересы производителей не только Ту-330 и Ан-70, но и Ил-76МФ.
Ни в Росавиакосмосе, ни в Минобороны, ни в командовании ВВС никак не комментируют ситуацию вокруг угрозы назревающего скандала. Шум вокруг проекта никому не нужен. По словам специалистов, история с якобы отказом от детища российско-украинского консорциума - Ан-70 в пользу Ту-330 может оказаться не более чем пробным шаром. Его задача - прощупать ситуацию и, если повезет, перехватить контракт. В этом случае победившая сторона получит возможность получения личных дивидендов с процесса разработки нового военно-транспортного самолета. Ведь в отличие от налаживания серийного производства и покупки готовых машин проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых могут быть не столь очевидными, дает более широкое поле для всяческих злоупотреблений. Тем более если работы проводит привычная к "бизнесу по-русски" отечественная фирма, а не международная - пусть и всего лишь двусторонняя - корпорация.
Оружейные скандалы за рубежом
Вокруг крупных военных контрактов - идет ли речь о продаже больших партий вооружений или о подрядах на нужды военного ведомства - скандалы разгораются довольно часто. В силу традиционной закрытости военной сферы, военного производства и торговли оружием они чаще других становятся предметом именно коррупционных скандалов. Вариантов много, но суть, как правило, сводится либо к "комиссионным" чиновникам, ответственным за решения, либо к сознательному завышению стоимости контрактов. Собственно с целью выплаты все тех же "комиссионных" разным заинтересованным лицам. Вот лишь несколько из получивших в свое время известность скандалов вокруг военных контрактов.
В марте 1986 года индийское правительство Раджива Ганди и шведская компания "Бофорс" подписали контракт на поставку в Индию партии из 400 шведских 155-миллиметровых гаубиц. Некоторые высшие индийские чиновники и бизнесмены, выступавшие в качестве посредников, получили от "Бофорс" взятки на общую сумму 60 миллионов долларов. Эта история нанесла тогда серьезный удар по репутации кабинета Раджива Ганди.
В конце августа в парламенте Бельгии разгорелся скандал: правительство выдало компании FN Herstal лицензию на продажу Непалу пяти с половиной тысяч автоматов Minimi. По мнению оппозиции, эта сделка была проведена с нарушениями закона. Он запрещает продажу оружия в страны, где идет гражданская война. После визита в Непал бельгийской делегации глава МИД Луи Мишель заявил, что не видит причин аннулировать лицензию.
Два года назад Луи Мишеля уже критиковали за одобрение контракта той же FN Herstal на поставку оружия в Мексику. Противники сделки высказывали опасения, что полученное оружие будет использовано для подавления крестьянских волнений в мексиканском штате Чьяпас. Тогда Мишель аннулировал лицензию, что привело к напряженности в отношениях с Мексикой.
В скандале, связанном с закупками вооружений правительством Перу в 90-е годы, оказалась замешана Россия. Швейцария вернула Перу 77,5 миллиона долларов, обнаруженные на счетах политиков из Лимы, которые были взятками и комиссионными. 10,9 миллиона из этих денег были получены за покупку у "Росвооружения" трех МиГ-29.
Скандально долго - с 1983 года - создавался европейский многоцелевой "истребитель нового поколения" Eurofighter. Эта франко-германо-британская программа вязла в бесконечных согласованиях и поправках, производители никак не могли уложиться в бюджет - все время требовались новые и новые денежные вливания. А во время испытаний обнаружилась плохая маневренность истребителя и неудачное применение технологии "стелс", в результате чего машину легко обнаруживают радары. Общая стоимость программы четыре года назад (последние данные засекречены) составляла 57 миллиардов долларов.
Летно-технические характеристики двух самолетов
| самолет | Ту-330 | Ан-70 |
| Дальность полета | 3450 | 5530 |
| Крейсерская скорость, км/ч | 800 | 750 |
| Длина ВПП, м | 2200-2300 | 1800-1900(возможна посадка и взлет с грунтовых аэродромов) |
| Взлетный вес, | 103,5 | 123 |
| Максимальная полезная нагрузка, т | 35 | 30 |
