О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Армейская авиация Восточного военного округа провела учения на легендарном вертолете Ка-52

Эта многотонная махина одним своим появлением на поле боя ввергает в ужас противника, даже не сделав ни единого выстрела

Эта многотонная махина одним своим появлением на поле боя ввергает в ужас противника, даже не сделав ни единого выстрела.

Все о нем говорят, но мало кто видел

Легендарный Ка-52, "Аллигатор" или "Крокодил Гена", как его, любя, между собой называют пилоты. Даже видя эту вертушку стоящей на земле по телу пробегает легкий холодок то ли от беспокойства, то ли от гордости за нашу авиацию и конструкторов.

Но вот команда и запуск винтов. Шум оглушает, а ветер в буквальном смысле сносит с ног. Пара секунд, и машина уже взмывает в небо. И тут понимаешь, что огромная, на первый взгляд, неповоротливая железяка настолько изящна, что в руках опытного авиатора умеет даже танцевать. Как? Да просто, говорят пилоты авиабазы Восточного военного округа.

Это целое искусство - управлять "Аллигатором". Можно даже сказать, "волшебство". Представьте - машина весом в десять тонн, снабженная двумя двигателями, которые выдают в общей сложности пять тысяч (!) лошадиных сил! И всей ее мощью управляет пилот, который заставляет вертолет буквально танцевать в небе. Какая еще винтокрылая машина может двигаться хвостом вперед со скоростью до 90 километров в час? Делать разворот на месте или уходить в пике?

Все эти воздушные пируэты - отнюдь не хулиганство. Так пилоты отрабатывают навыки ведения воздушного боя и учатся быть с машиной одним целым. Ведь от этого в прямом смысле зависит жизнь всех, кто на борту.
Это, на первый взгляд, игра в догонялки. Одна вертушка носится по небу за другой, разворачивается, кружится и зависает в воздухе.

- Задача вот того, кто впереди, на самом деле очень нелегкая, - объясняет, видя мое любопытство, ход учений Сергей (фамилия по требованию сохранения секретности не разглашается), командир звена вертолетов Ка-52 авиационной базы армейской авиации Восточного военного округа. - Уйти от противника, сбросить его с захвата не так уж и просто, особенно, если понимаешь, что в догоняющих опытный пилот, который может просчитывать твои действия. Так вот, здесь, зная машину и чувствуя ее, можно где-то и рискнуть. Вот этот летчик не из робкого десятка, и видите, как он ловко уходит от прямой атаки и выполняет поставленную задачу.

"Аллигатор" действительно будто на мгновение зависает в воздухе, а потом делает резкий разворот и уходит вверх. Обманка сработала, и догоняющий упустил свою добычу.

Может все и даже больше

В этих учениях нет проигравших или побежденных. Пилоты ВВО только втягиваются в работу с Ка-52, на вооружении округа эта техника сравнительно недавно и по своим техническим возможностям значительно превосходит все другие вертушки.

- Вертолеты появились у нас примерно год назад, сформировалась эскадрилья. Все идет планово, эксплуатация проходит штатно, накапливается опыт, - без эмоций и по делу объясняет мне Дмитрий Мартынов, замкомандира по работе с личным составом. - Летный состав пришлось подбирать с разных типов вертолетов - есть с Ми-8, есть с Ми-24, они прошли переучивание в городе Торжок и пришли к нам на Ка-52, здесь у нас уже были инструктора, приезжали из других подразделений, но уже подготовили наших.

- Машина великолепная в управлении, но при этом ее нужно уметь чувствовать, а для этого необходимо тренироваться и не в одного летать, а эмитировать различные боевые ситуации, - не сдерживая восторга в голосе продолжает Сергей, описывая возможности Ка-52. - Есть такое мнение, что "Аллигатор" может выиграть бой, ничего не делая, просто появившись на горизонте у противника. Ну, как вертолет, хотя по размерам не сильно огромный, но его слава идет впереди него.

- А как с управлением? Есть мнение, что вертолеты с соосным расположением винтов сложнее пилотировать, чем вертолеты с традиционной компоновкой винтов?

- По опыту, так как пилотировал вертолеты Ми-8 и Ми-24, и потом лишь перешел на Ка-52, могу сказать, что эта вертушка - немного сложнее в плане управления, а где-то даже лучше, потому что более маневренная, а значит, дает пилоту больше возможности для реагирования. Он может выполнять различные "горки", пикирования, сложное пилотирование, "змейки", переходы из скольжения в скольжение, плоские развороты, развороты на "горке", выполняет "воронку" ту же самую, известную. Много фигур, которые можно с легкостью комбинировать одну с другой. Проще сказать, чего он не может, чем перечислять все, на что он способен, - описывает машину командир звена и с лаской хлопает железную птицу по фюзеляжу.

Играем, чтобы выжить

На учениях пилотов не ограничивают в фантазии, все максимально приближенно к бою. Ведь Ка-52 - это вертолет, который и создавался, собственно, для воздушного боя, это его основное предназначение.

Только в небе "Аллигатор" проявляет себя в полной мере - крены, тангажи максимальные - все это он выдерживает, никаких особенных перегрузок не ощущается, потому что экипаж находится очень близко к втулке несущего винта, поэтому перегрузки сильно не испытывает, и получается летать на больших кренах и тангажах, и при этом все ощущается вполне обыденно.

Практически всем пилотам Восточного военного округа то, на сколько они сейчас выкладываются на учениях и играют в "догонялки", рано или поздно вполне может пригодиться в реальных боевых условиях. Ведь одним мощным вооружением, которое у Ка-52 весьма внушительное, противника в реальном бою не одолеешь.

Хотя встречи с "Аллигатором" побаиваются, пожалуй, большая часть наземных видов войск. Современные системы наведения делают его опасным всех начиная с живой силы противника, заканчивая бронированной техникой. Его ракета с лазерным наведением уничтожает танк с броней до 900 миллиметров на расстоянии в три километра. Серией таких ракет поражаются четыре цели за 30 секунд. Плюс пушка и классическое вооружение - неуправляемые ракеты - четыре блока по двадцать 80-мм снарядов различного действия.

- Здесь шансов у противника укрыться от "Аллигатора" практически равны нулю. Машина - зверь, - констатирует сухо Сергей, командир боевого звена.

- А на Ми-8 опять бы после него пересели служить? - лукаво интересуюсь.

- Неее! - это же самая лучшая из вертушек, что сейчас есть на вооружении, разве если только еще лучше и новее не появится, на нее могу согласиться сменить своего "крокодильчика", - шутливо и с искоркой в глазах заканчивает беседу командир и, получив от техников команду о готовности вертушки, отправляется в кабину и уже через минуту взмывает в небо. Учения не ждут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Хабаровск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка