Российская газета
26 октября 2016, 08:43
Чужие здесь не летают
Российские компании с госучастием смогут покупать иностранные самолеты только по согласованию с Правительственной комиссией по импортозамещению
Изменения вносятся в Федеральный закон N 223-ФЗ, который регулирует госзакупки. Если доля государственного участия в госкомпании превышает 50 процентов, то купить иностранный самолет стоимостью свыше одного миллиарда рублей она сможет только по согласованию с Правительственной комиссией по импортозамещению.
"Если техника со схожими характеристиками производится в России, то государство будет блокировать покупку иностранных воздушных судов. А если аналогов на российском рынке нет, компании будут получать разовые разрешения под каждый контракт без проблем", - поясняет Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru.
Сейчас законопроект находится на стадии оценки регулирующего воздействия. Причем документ касается не только авиационной, но и морской техники.
"Из авиакомпаний с государственным участием в первую очередь вспоминается "Аэрофлот", но есть и региональные авиакомпании", - отмечает Роман Гусаров. К тому же действие законопроекта распространится не только на перевозчиков. Собственный авиационный парк часто имеют крупные госкорпорации, в том числе добывающие компании. Они используют самолеты и вертолеты для доставки вахтовых рабочих и другого персонала до удаленных мест добычи полезных ископаемых, переработки и производств.
Самолеты в России покупают даже банки с государственным участием, а потом передают их авиационным компаниям в аренду.
Эксперт отмечает, что не всегда покупателем самолета выступает авиакомпания. "Наши банки с госучастием приобретали в свое время самолеты, передавая их в последующем авиакомпаниям в лизинг", - говорит он. Роман Гусаров поясняет, что авиакомпании используют, но далеко не всегда владеют самолетами.
В этом случае через согласование придется пройти обеим сторонам - лизингодателю и лизингополучателю. Так как ограничение касается не только покупки авиатехники, но и услуг, в том числе по аренде и лизингу воздушных судов.
Поправки не имеют такой решающей роли, какая им отводится, считает Роман Гусаров. В совете директоров госкомпаний всегда есть представители государства. И без учета государственных интересов решения в таких компаниях не принимаются. Но документ прописывает единые правила, как госкомпании должны поступать при покупке зарубежной техники.
Кстати, стимулирующие меры сегодня содержатся и в нормах о предоставлении субсидий на авиационные перевозки, которые предоставляются эксплуатирующим российские самолеты компаниям.
Ценовая планка в миллиард рублей не высока для авиационного рынка. "Под эту норму попадают все магистральные самолеты за исключением разве что небольших, используемых на региональных перевозках", - говорит Гусаров.
В то же время сегодня российская авиационная промышленность не может в полной мере удовлетворить интересы авиакомпаний. Из новых моделей, запущенных в серию, серьезную конкуренцию зарубежным самолетам может составить Sukhoi Superjet 100.
37 направлений - по стольким зарубежным рейсам до 25 марта 2017 года Федеральное агентство воздушного транспорта продлило авиакомпаниям "Аэрофлот" и "Россия" срок действия сертификатов. Приказ об этом размещен на сайте Росавиации.
"Второй - магистральный самолет МС-21. Он может быть в России очень востребован, но он только разрабатывается", - рассказывает Роман Гусаров. На серийное производство можно рассчитывать только через 4-5 лет. Также планируется возродить производство Ил-96-300, но опять же это пока только планы.
Но институт согласования закупок позволит госкомпаниям не остаться без самолетов. "Подавая заявку на покупку зарубежного самолета, авиакомпания может указать отсутствие российских аналогов и рассчитывать на положительное решение", - говорит Роман Гусаров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции