Lenta.Ru
26 октября 2016, 09:00
Готовьтесь к взлету
Согласно требованиям перевозчиков и международному авиационному законодательству, пилоты, управляющие гражданскими лайнерами, должны раз в полгода обновлять свои знания и навыки в специализированных центрах подготовки летного состава
Учебный центр расположен в непосредственной близости от стамбульского аэропорта имени Ататюрка, домашнего аэропорта Turkish Airlines. Здесь тренируется летный состав не только национального перевозчика Турции, но и других авиакомпаний: учебное оборудование недешево, и далеко не все авиакомпании могут его себе позволить.
Внутри треножника
Первое, что бросается в глаза, когда входишь в учебный центр, - огромные многолапые существа, напоминающие боевых роботов из "Звездных войн" или треножники из "Войны миров". Эти монстры на стальных лапах с поршнями - авиатренажеры. В них пилоты оттачивают свои навыки и пытаются справиться с внештатными ситуациями.
Как только дверь в кабину захлопывается, а в руках оказывается штурвал, ощущение виртуальности мгновенно улетучивается и картинку перед глазами уже не воспринимаешь как изображение на мониторах. Я мгновенно превращаюсь в пилота огромного Boeing, которому в ближайшие минуты предстоит посадить самолет с сотней пассажиров на борту.
Погода не сказать чтобы ахти: дождь льет как из ведра, туман застилает глаза, огни взлетно-посадочной полосы (ВПП) еле различимы. Пилот бы, наверное, сказал: "идем по приборам", но я в них ничего не понимаю, так что с испариной на лбу нервно дергаю штурвал.
Разумеется, в полосу я не попадаю, картинка передо мной гаснет.
Именно для того чтобы оттачивать посадку, взлет или движение в тяжелых погодных условиях, а также разнообразные внештатные и штатные ситуации, и предназначены 10 тренажеров учебного центра, имитирующих кабины разнообразных моделей Boeing и Airbus - самых распространенных в гражданской авиации самолетов. Каждый из этих симуляторов стоит более десяти миллионов долларов.
Конечно, есть и тренажеры попроще. С виду - игровые автоматы, как в крупных торговых центрах. Штурвал есть, однако никакой компоновки кабины - все происходит в обычном учебном классе. Приборы и элементы управления самолетом отображаются на больших мониторах, на таких же транслируется и происходящее за пределами "кабины". Здесь полного погружения не достичь.
Какие именно неприятности ждут в тренировочном полете - неизвестно. Их каждый раз вручную со своего рабочего места задает инструктор учебного центра. Он же следит за действиями пилотов, корректирует их работу и оценивает результат.
Девушки в робах
В другой части немаленького учебного центра (его площадь - 15,6 тысячи квадратных метров) тренируются стюардессы. Девушки в одинаковых красных робах (наподобие тех, что у дорожных рабочих) сидят полукругом и внимательно слушают инструктора - даму лет срока пяти, полжизни проработавшую бортпроводницей. Через несколько минут им предстоит надеть спасательные жилеты и отработать действия при приводнении самолета.
Помимо бассейна, в этом большом ангаре есть еще несколько тренажеров. Мы идем в один из них, имитирующий салон пассажирского лайнера. Усаживаюсь в кресло в первом ряду у запасного выхода - мое любимое, здесь всегда достаточно места для ног. Милая стюардесса (по совместительству преподаватель центра) проводит стандартный инструктаж перед полетом: ремни затянуть, кресла не опускать, в туалет во время взлета и посадки не выходить, а если выйти, то там не курить. Вспыхивает световое табло, призывающее пристегнуться, лайнер идет на взлет.
За окном проносится здание аэропорта, лайнер трясет - ВПП тут не самая ровная. Взлетаем, первые несколько минут проходят вполне обычно - стюардессы выкатывают тележки и приступают к обслуживанию, однако им мешает вхождение в зону турбулентности.
Самолет сильно трясет, а спустя пару минут из багажных полок в задней части салона начинает валить дым. Вероятно, кто-то все же не внял бортпроводницам и покурил в туалете. Стюардессы призывают пассажиров не волноваться и дышать через платки или одежду - кислородные маски почему-то не выпадают.
Одна из бортпроводниц уходит в кабину лайнера, чтобы поговорить с пилотом. Возвращаясь, сообщает, что пассажирам не о чем волноваться, но командир воздушного судна принял решение совершить незапланированную посадку в ближайшем аэропорту.
Еще спустя несколько минут мы приземляемся в авиагавани неизвестного города. Посадку мягкой не назовешь, самолет изрядно трясет, разве что багаж из полок не выпадает. Слышу отчетливый хлопок за иллюминатором - загорается один из двигателей. Позабыв о том, что нахожусь в учебном центре, не на шутку переживаю. К самолету уже несется пара пожарных машин. Возгорание устранено, пассажиров просят покинуть салон.
В другой экстренной ситуации нам бы пришлось спускаться по надувным трапам. Как это делать, учат здесь же. Главное - занять правильную позицию: садимся лицом к спуску, руки перед собой, ладони сжаты в кулаки. Так меньше всего шансов получить повреждения при эвакуации.
Со двора учебного центра, примыкающего к международному аэропорту Ататюрка, очень удобно наблюдать за ежеминутными приземлениями и взлетами лайнеров. Для меня это в новинку, однако каждый из пилотов знает дорогу к центру как свои пять пальцев. Раз в шесть месяцев они на некоторое время расстаются с самолетами и садятся за штурвал тренажеров. Здесь цена ошибки не столь велика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции