Российская газета
2 ноября 2016, 08:06
Летайте правильно
Юристы хотят сделать нормы поведения на борту законом
Такой вывод можно сделать по итогам Шестой конференции по воздушному праву, прошедшей в Санкт-Петербурге. Юристы в области воздушного права говорят о пробелах практически во всех сферах. Остро нуждаются в гармонизации законы об авиационной и о транспортной безопасности, которые сейчас в отдельных положениях едва ли не противоречат друг другу.
До сих пор законодательно не закреплена норма об обязательном досмотре на входе в аэропорт, введенная после терактов в Домодедово в 2011 году, и сотрудники аэропортов часто сталкиваются с несогласием граждан или даже прямым отказом.
Сейчас законы об авиационной и о транспортной безопасности едва ли не противоречат друг другу.
- Необходимы изменения в Закон "О транспортной безопасности". Нужна идентификация опасных веществ, - сказал начальник юридической службы "АэроМАШ - Авиационная безопасность" Александр Кажуро.
Кроме того, специалисты опасаются, что охрана аэропортов будет полностью переложена на сотрудников авиационной безопасности: контроль входа и выхода, предполетный досмотр.
- Последние теракты в Европе показали, что два-три автоматчика могут пройти любой аэропорт насквозь и улететь, куда им надо, - продолжает Кажуро. - На этот случай следовало бы предусмотреть дислокацию спецподразделений или нацгвардии в логистической доступности.
Наконец, необходимо дать возможность членам экипажа воздушного судна проверять документы у нарушителей на борту, задерживать их с применением спецсредств, тех же наручников. Сейчас закон предписывает передавать авиадебоширов в руки полиции, но если права задержать их у пилота или стюарда нет, то сделать это трудно.
Кстати, особенно остро такая проблема может стоять на международных рейсах, где возникает вопрос юрисдикции и ответственности государства за происходящее на борту, конфликт юрисдикций или полное ее отсутствие. Широко известен пример, когда суд США отпустил двух граждан, устроивших драку на борту самолета, поскольку и борт не американский, и дебоширы - не граждане США, а конфликт произошел над открытым морем, то тесть вне границ какого-либо государства.
Но особенно неприятным может быть злоупотребление своей фактической юрисдикцией, отмечает член Национальной ассоциации воздушного права Анастасия Конюхова. К примеру, по политическим соображениям. Образец - дело Бразинскасов, которые в 1970 году совершили угон самолета в СССР. Отца и сына судили в Турции только за незаконное пересечение границы, хотя во время захвата они убили стюардессу.
Сейчас есть ряд международных нормативных актов, которые отчасти регулируют такие вопросы - Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции. Но они не обязывают государство - например страну прилета - брать на себя ответственность за инцидент, если оно не имеет отношения к происходящему на борту. Для предупреждения таких ситуаций следует законодательно обеспечить более жесткие действия экипажа. Например, дать возможность не выпускать гражданина РФ по прилету и обеспечить его возвращение на родину ближайшим рейсом.
- Необходимо также повысить статус свода правил поведения на борту, - считает Конюхова. - Это не должен быть просто внутренний документ авиакомпании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В Саратовской области планируют возродить авиационную отрасль
Май 6, 2024
Денис Мантуров провел заседание наблюдательного совета Фонда развития промышленности
Май 6, 2024
Аэропорт Астаны назвал подрядчиков для капитального ремонта
Май 6, 2024
О внуковских авиаторах расскажет выставка Музея Победы