Труд
25 ноября 2016, 07:33
Несбитый летчик
Герой России, герой неба, герой "Труда"... Рубен Есаян - личность выдающаяся, при жизни окружена легендами
Полет поручили экипажу, уже имевшему за плечами блестящую операцию по доставке с заброшенного таежного аэродрома Ижма в Ухту аварийного Ту-154. Как и тогда в тайге, за командирский штурвал сел Рубен Есаян - пилот, имеющий допуск к выполнению самых уникальных перелетов. После снайперски точного приземления лайнера специалисты назвали это мировым рекордом: "тушка" пробежала по полосе всего 700 метров. Касание произвели на 50-м метре от начала полосы. Это был заключительный полет летчика милостью божьей Рубена Есаяна за штурвалом. Что делать, рано или поздно каждому пилоту приходится уступать место в кабине молодым...
Сколько подобных испытаний приготовила Рубену Есаяну судьба - не сосчитать! В начале 80-х он летал на Як-40 в Африке личным пилотом министра обороны Анголы. Там шла нескончаемая гражданская война. Партизаны буквально охотились за самолетом министра. В тот день в район города Лубанга он доставил ангольскую делегацию, а оттуда забирал 15 военспецов-кубинцев. Сразу после взлета на высоте 50 метров снаряд, выпущенный из джунглей, угодил в двигатель. Вспыхнуло пламя, шансов на спасение не было. Но... Есаян , заложив крутой вираж, с ходу посадил самолет. Ни одна инструкция не предусматривает "разворот вокруг хвоста" и посадку с полными баками и горящим двигателем. Это было чудо, но чудо рукотворное.
Кстати, через несколько дней Рубен поднял поврежденный "Як" на двух уцелевших двигателях и перегнал его в столицу Луанду. Бросать самолеты, даже аварийные - ему как нож в сердце. Но упаси бог вас увидеть в Есаяне отчаюгу-парня, всегда готового сыграть с судьбой в рулетку. Это уж точно не про него. Мастерство, опыт и точный расчет - вот из чего складывались посадки, которые потом попадали в учебники и летные наставления. Вот и в случае с перегоном подбитого "Яка" пилот так точно рассчитал вес самолета, что пришлось из салона убрать кресла. Но получилось же!
По испытанным им машинам (Ту-154, Ту-334, Ил-76МФ, Ил-96, Ил-114, амфибия Бе-200) можно проследить за историей отечественной авиации. К слову, Бе-200 Рубен умудрился посадить на водную гладь озера Севан, что тоже рекорд: ни одна амфибия не приводнялась на высоте 1930 метров над уровнем моря. Из 47 лет своего летного стажа 30 Есаян провел в качестве летчика-испытателя. Эти три десятилетия, как он сам считает, были самыми интересными по масштабу и сложности профессиональных задач.
Особая статья в его биографии - полеты на Ил-76ТД в Антарктиду в начале 2000-х. Всего их было 80, и каждый из них - сродни подвигу. После 10-летнего перерыва Рубену приходилось чуть ли не на ощупь налаживать сообщение со станциями на полюсе. Без наземного навигационного оборудования, локаторов, разметки и световой сигнализации Есаян со товарищи завозили на Новолазаревскую продукты, топливо, почту, медикаменты. В 2007-м его экипаж выполнил уникальную операцию по десантированию на полярную станцию Восток 28 платформ с дизельным топливом. К десантированию готовились долго и тщательно, провели тренировки на испытательном полигоне в Киржаче Владимирской области. В качестве инструктора Есаян обучал полетам в Антарктиду летчиков, но даже из первоклассных пилотов допуск получил только каждый второй...
А вот чему Есаян так и не научился за свою долгую летную жизнь, так это равнодушию. Взять хотя бы ту же Антарктиду, где у нас уже давно нет своей, о-течественной авиации. Лет восемь назад высокая правительственная делегация, прилетев на полюс холода, провела там совещание. Речь шла о создании летного Центра Арктики и Антарктики, флот которого составили бы два Ил-76 и три Ил-114 на лыжах. Но все утонуло в бесконечных согласованиях. Есаян бьется за этот проект, ибо верит в него, и веру свою он выносил не в кабинетах, а во льдах. Вместе с другими известными пилотами выступает против засилья в нашей гражданской авиации иностранной техники. В статье по этому поводу в "Труде" он отмечал: "Западные машины, которые мы усердно покупаем, рассчитаны на ровненькие европейские аэродромы. А наш Ил-114 неприхотлив, он создавался под северные раздолбанные полосы, грунтовые и даже арктические. Непонятно, почему у узбеков эти машины летают, а у нас нет..."
Его твердость родом из детства. Сын фронтовика, попавшего в плен и за это репрессированного (отца и мать Рубена выслали из Армении в Сибирь), он воспитывался в семье человека, ставшего ему дедом, - Николая Петровича Есаяна. От него-то ему досталась фамилия, а отчество сохранил отцовское: Татевосович.
В те далекие годы сосед, летавший на Ил-14, взял мальчишку с собой в рейс и даже разрешил ему посидеть в кресле второго пилота. Тот полет и решил судьбу Рубена - о другой профессии уже и речи не было. В 15 лет парень записался в аэроклуб, в 16 полетел. С тех пор в небе прошла целая жизнь.
Рубен Татевосович - родоначальник авиадинастии. Старший сын, летающий командиром Boeing-737 в "Аэрофлоте", приветствуя пассажиров, представляется так: "Рубен Есаян - младший". Еще один сын, Николай, тоже авиатор.
Свой юбилей Есаян встречает в кругу друзей, уважающих его за преданность родному делу, за оптимизм и редкое обаяние. Конечно, перестав летать, он скучает по небу. Утешает, что летают сыновья. А там, глядишь, и до внуков-пилотов дело дойдет.
Голос
Анатолий Круглов, инженер-испытатель (более сотни типов самолетов и вертолетов), друг юбиляра
- Рубен Есаян - летчик от бога. Это раз. Я с ним неоднократно летал в качестве бортового инженера-испытателя и всегда уважительно называю его командиром. Никакого намека на воздушное ухарство за ним не наблюдал, а вот высочайшая ответственность ему присуща. Когда он как летчик-испытатель ставил оценку тому или иному летающему аппарату, в его точности и скрупулезности сомнений не было. Чувство юмора блестящее - это два. Армянское радио рядом с ним отдыхает. И глубокая человеческая порядочность - это три. Вот такие штрихи к портрету......
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114