О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эффективное региональное сотрудничество

Межгосударственному авиационному комитету - 25 лет

В декабре 1991 г. двенадцать новых независимых государств постсоветского пространства - одного из крупнейших регионов мира, понимая свою ответственность перед мировым авиационным сообществом, руководствуясь принципами Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, заключили межгосударственное Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства. Были созданы и успешно функционируют все эти годы межгосударственные структуры - Межгосударственный Совет по авиации и использованию воздушного пространства - высший орган, и Межгосударственный авиационный комитет - исполнительный орган Межгоссовета.

Основной принцип межгосударственного Соглашения, как международного договора, - приверженность международным нормам, уважение национального суверенитета и суверенного воздушного пространства, взаимное доверие и общее стремление к эффективному и безопасному развитию авиации.

За эти годы нам удалось создать и реализовать эффективный и сбалансированный механизм глобально-регионального сотрудничества в области гражданской авиации и авиационной индустрии, послуживший моделью для аналогичных организаций в других регионах мира, с которыми мы успешно сотрудничаем.

Мы с большим удовлетворением восприняли решение Евросоюза о создании в 2004 г. Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). По существу - это аналог МАК, с которым мы заключили международное соглашение и стали профессиональными партнерами.

Сегодня Межгоссовет и МАК взаимодействуют на основе международных, в том числе, в рамках полномасштабных, соглашений в области летной годности и безопасности полетов с Индией, Канадой, Китаем, США. Мы также на основе соглашений сотрудничаем со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, международными организациями, ИКАО, ИАТА, EASA, COCESNA, ИФАЛПА, ИТСА, СНГ, ЕврАзЭС и другими. Всего 75 государств и 19 международных организаций. Главное в нашей деятельности - сотрудничество с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

Тесно взаимодействуя с основными производителями авиационной техники России, Украины, США, государств Евросоюза, Канады, Китая, Бразилии и транснациональных корпораций, в т. ч., Эрбас, Боинг и др. Авиарегистр МАК сертифицировал более 150 типов воздушных судов (ВС) и двигателей.

Ведущие авиакомпании нашего региона наряду с самолетами "Ту", "Ил", "Як", "Су", "Ан" широко эксплуатируют самолеты Боинг, Эрбас, АТР, Бомбардье, Эмбрайер, Цессна и др. Мы и дальше будем проводить эту работу транспарентно и недискриминационно, независимо от страны-производителя.

С именем Межгоссовета и МАК связаны важнейшие международные решения, принятые в рамках ИКАО:
  • реализация эффективного регионального сотрудничества сопредельных государств;
  • реализация принципа независимого расследования авиационных происшествий (АП) на базе новейших технологий;
  • организация международной промышленной кооперации разработчиков и производителей авиационной техники не только нашего региона, но и с государствами Евросоюза, Американского континента, Китая, Индии, Израиля и других;
  • наша региональная программа по борьбе с авиационным терроризмом оценена ИКАО, как одна из лучших в мире;
  • успешно реализуется международная программа по контролю за обеспечением безопасности полетов.
И, наконец, широко реализуется концепция FANS ИКАО на базе глобальной спутниковой системы навигации GPS-ГЛОНАСС.

За исключительный вклад в реализацию этой международной программы и гражданское использование системы ГЛОНАСС, как важнейшей составляющей GNSS, автор этой статьи получила как ученый и исследователь от имени 190 государств высшую награду ООН (ИКАО) - премию Эдварда Уорнера.

102 международных аэродрома и 550 типов аэронавигационных систем, сертифицированные МАК, дали качественно новые возможности для развития международной сети воздушных сообщений.

Сегодня в нашем регионе открыто более 500 тыс. км международных воздушных трасс, в т. ч. по кроссполярным, транссибирским и трансазиатским маршрутам.

Важнейшее направление нашей деятельности в соответствии с руководством ИКАО по регулированию международного воздушного транспорта - содействие созданию экономических и организационных условий, обеспечивающих доступность авиаперевозок на основе демонополизации и либерализации рынка.

Всего в рамках МАК действует 12 специализированных Координационных советов по различным областям авиатранспортной деятельности государств-участников Соглашения.

МАК, как международный независимый орган, зарегистрированный в этом качестве в ИКАО, провел расследования более 750 АП, в т. ч., самых крупных катастроф в 76 странах мира. Ни одно из заключений МАК не оспорено в процессуальном порядке.

Совместно с коллегами из Международной ассоциации безопасности на транспорте ITSA, в которую входят 17 независимых органов расследования мира, в том числе, США, Канады, Великобритании, Нидерландов, Франции, Японии, Австралии и др., членами которой мы являемся 20 лет, МАК делает все, чтобы общество не потеряло доверия к авиаперевозкам.

Мы постоянно публикуем и информируем наших коллег, доводим до общественности информацию о расследовании АП в целях совместной выработки рекомендаций глобального характера, направленных на повышение безопасности полетов международной гражданской авиации. Эти рекомендации направляются ИКАО.

Эта работа и реализация разработанных мероприятий совместно с авиационными властями региона, принесла свои позитивные плоды. Период 2014-2015 гг. оказался для коммерческой авиации нашего региона самым безопасным за последнюю четверть века.

Важнейшая помощь ИКАО в обеспечении безопасности полетов и подготовки авиаспециалистов в этой области обеспечивается на базе проекта ИКАО-МАК. Начатый одним из первых в 2000 г. в рамках технического сотрудничества серии COSCAP он и сегодня, по заявлению Президента Совета, является наиболее впечатляющим примером долгосрочного сотрудничества в области безопасности полетов. В рамках Проекта подготовлено более 8 тыс. специалистов по безопасности полетов и разработано 14 блоков эксплуатационных правил по безопасности полетов для авиационных администраций и авиакомпаний.

В последнее время наш Проект активно включился и в деятельность Европейского бюро ИКАО для восточноевропейских стран.

Расширяется практическое сотрудничество по оказанию помощи государствам региона в рамках программы "непрерывного мониторинга" (USOAP). Эта помощь оказалась эффективной в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, России и т. д.

Межгоссовет и МАК благодарят глав государств за поддержку, а Президента ИКАО и Генерального Секретаря за помощь в развитии и расширении проекта ИКАО-МАК, в рамках которого можно воплощать в жизнь многие инициативы. Наш совместный проект с ИКАО доказал свою высокую эффективность и стал ориентиром для других подобных проектов в области регионального сотрудничества.

Региональное сотрудничество, являясь основой нашей деятельности, стало значимой темой и в рамках международной деятельности ИКАО.

В процессе работы по разработке Стандартов и Рекомендуемой практики, а также на конференциях и форумах, проводимых ИКАО, все чаще звучат призывы к расширению регионального сотрудничества с целью мобилизации ресурсов и достижения приоритетных задач в области обеспечения безопасности полетов. Этому способствуют положительные результаты создания региональных организаций и по расследованию АП (РАЙО), а также по контролю за обеспечением безопасности полетов (RSOO) в Центральной и Латинской Америке и Африканском континенте.

Отмечу, что Руководство ИКАО по созданию подобных региональных организаций (Doc 9946) содержит ссылку на МАК, как на образец реализации эффективного регионального сотрудничества в этой области.

Мы всегда открыты к диалогу и обмену мнениями, с удовольствием продолжим делиться опытом создания эффективной региональной организации. Приглашаем все заинтересованные стороны к сотрудничеству.

Я и мои коллеги всецело разделяем и поддерживаем основные девизы ИКАО: "Объединяя авиацию" и "Ни одно государство не останется без внимания". Именно их мы заложили в начале нашей деятельности, и они же будут лежать в основе нашей дальнейшей работы, в которой мы, занимая твердые позиции в международном сообществе, созданном 70 лет назад, безусловно, как и прежде, будем полагаться на поддержку и участие ИКАО....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка