Известия
14 декабря 2016, 07:40
Российские самолеты пометят радиочастотными стикерами
Уникальная технология защитит летательные аппараты от технических неисправностей и контрафактных запчастей, а также сэкономит деньги авиационным компаниям
Радиочастотный чип - это небольшой стикер с чипом памяти, который хранит информацию о параметрах детали, удостоверяет ее подлинность и "сигнализирует" о приближающейся замене. Современные устройства-ридеры считывают информацию по радиоканалу на расстоянии от полуметра до трех. Самый простой пример применения радиометок - это инвентаризация салонного оборудования авиалайнера, где сотни кресел, кислородных масок, баллонов и спасательных жилетов. И у всех элементов срок замены или обслуживания разный. Ранее для проведения такой процедуры требовалось вывести судно из эксплуатации на многие часы.
- Осенью этого года радиочастотные метки испытали на самолете - летающей лаборатории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), - рассказал "Известиям" генеральный директор ГосНИИАС Сергей Желтов.
- Подведена нормативная база, позволяющая использовать метки в типовой конструкции самолета. Поскольку у радиочастотной метки нет элемента питания, юридически она считается просто стикером и может наноситься на детали.
Как вспоминает начальник подразделения ГосНИИАС Юрий Буряк, работа над системой началась около пяти лет назад в рамках совместного проекта института и ОАК по созданию технологии обслуживания самолетов Ту-214.
- Использование радиочастотных методов помогает авиакомпаниям ощутить экономию при обслуживании воздушного судна как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной, - говорит Буряк. - Использование новой технологии приносит экономию времени в 500-700%. Применение технологии радиочастотной идентификации в процессах технического обслуживания и ремонта позволяет сократить время на идентификацию комплектующих изделий в два раза, а на его полную документальную проверку - в десять раз. Бумажный оборот сократился на треть, при этом к нулю свелись ошибки при замене отказавших комплектующих, уменьшилась потребность в ручном труде.
С 2012 по 2014 год ГосНИИАС совместно с рядом предприятий ОАК провели работы по экспериментальному апробированию ключевых компонентов программно-аппаратного комплекса идентификации изделий и документов по множественным информационным признакам в рамках создания интегрированной логистической поддержки в разработке и сопровождении авиационного комплекса. А в 2016 году технологии радиочастотной идентификации начали использоваться компанией "Вертолеты России".
Как отметил вице-президент по производству ОАК Сергей Юрасов, технология поможет не только удешевить обслуживание самолетов, но и бороться с контрафактом.
- Некоторые детали стоят как хороший внедорожник, - говорит Юрасов. - Технология ГосНИИАС усложнит жизнь недобросовестным поставщикам. Мы активно обсуждаем ее внедрение в том числе с коллегами из Министерства промышленности и торговли.
В настоящее время ведущие мировые производители авиационной техники корпорации Boeing и Airbus проводят только исследовательские работы по внедрению радиочастотных меток на свою продукцию. В частности, радиостикерами планируется оснащать флагман Airbus - пассажирский авиалайнер А350. А пока европейские и американские самолеты оснащаются специальными металлическими пластинками с нанесенным штрих-кодом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции