ПРАЙМ
13 января 2017, 09:20
Лоукостеры пытаются увеличить прибыль на дальних маршрутах, но обещают бесплатные билеты
Авиакомпании-лоукостеры активно осваивают новые направления, дополняя свою маршрутную сеть дальнемагистральными рейсами
По оценке консалтинговой компании A.T. Kearney, доля бюджетных авиакомпаний на рынке авиаперевозок выросла с 10% в 2003 году до 25% в 2015 году. С момента своего появления лоукостеры ассоциировались, в основном, с перелетами длиной в несколько часов, например, между городами Европы. В рейсах на дальние расстояния они увидели новые возможности для развития - увеличения прибыли и количества пассажиров. Так, в 2013 году трансатлантические рейсы запустил норвежский лоукостер Norwegian Air Shuttle. Сейчас такие рейсы осуществляют и другие бюджетные авиакомпании, в том числе исландская WOW air, французская French Blue и принадлежащая Lufthansa Eurowings. Есть дальнемагистральные лоукостеры и в Азии - самым известным из них является малайзийская AirAsia X, которая летает из Куала-Лумпура, например, в Токио, Пекин и Тегеран.
Пока лоукостеры, выполняющие рейсы на дальние расстояния, являются скорее исключением, и сложно прогнозировать, насколько эта модель окажется жизнеспособной в долгосрочной перспективе. На таких рейсах намного сложнее сокращать расходы, а также у них значительно меньший так называемый "скрытый" спрос - большинство людей вряд ли спонтанно полетят на несколько дней за океан.
Что касается коротких рейсов, то, в связи со стабильно высоким спросом, цены на авиабилеты продолжают снижаться. Более того, недавно генеральный директор крупнейшего европейского лоукостера - ирландской Ryanair Майкл О"Лири заявил, что в ближайшее десятилетие у авиакомпании могут появиться бесплатные билеты. По его прогнозу, это произойдет за счет того, что авиакомпании смогут делить с аэропортами выручку, полученную от пассажиров, которые тратят деньги в магазинах Duty free.
Одновременно с этой неожиданно радужной перспективой, стираются границы, ранее четко разделявшие лоукостеры и традиционные авиакомпании. Сейчас можно говорить скорее о гибридных авиаперевозчиках, сочетающих в себе элементы модели лоукостеров и обычных авиакомпаний, базовые тарифы которых все чаще не включают в себя питание, иногда в них предусмотрена только ручная кладь, а за багаж приходится доплачивать.
Ситуация на российском рынке сильно отличается от зарубежной - за последние 2,5 года полеты в Россию приостановил целый ряд лоукостеров. Среди них немецкие Germania, Eurowings, Airberlin и German Wings, австрийская Niki, британская EasyJet, Norwegian Air Shuttle, а также итальянские Blu Express и Air One.
Причины прекращения полетов в Россию экономические - после падения курса рубля россияне стали реже летать за границу. Так, по данным Росавиации, по итогам января - ноября 2016 года международные перевозки из РФ упали на 21,1% в сравнении с тем же периодом 2015 года - до 29,71 млн человек. Тем не менее некоторые лоукостеры, в том числе латвийский AirBaltic, венгерский WizzAir и испанский Vueling, продолжают летать в Россию.
С 2014 года действует в России и собственный лоукостер - авиакомпания "Победа". Правда ее нельзя считать классическим лоукостером - это дочерняя авиакомпаниея "Аэрофлота". Ранее также предпринималось несколько попыток создать частную российскую бюджетную авиакомпанию, например, SkyExpress и "Авианова", но они не увенчались успехом.
Среди препятствий, которые мешают созданию лоукостеров в России, - отсутствие дешевых кредитов и боязнь инвесторов идти в этот сектор после нескольких провалов. "По Воздушному кодексу 51% в авиакомпании должны владеть российские инвесторы, которых после историй со SkyExpress, "Авиановой", "ЮТэйр" и "Трансаэро" трудно убедить в том, что в авиаперевозках можно получить какую-либо прибыль, а не убыток. О том, чтобы разрешить иностранным инвесторам владеть контролем над новыми авиакомпаниями, речь пока не идет, но, возможно, это имело бы положительный эффект", - говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Крамаренко.
Мешают развитию бюджетных авиакомпаний и некоторые регуляторные ограничения. Например, в России действует правило, в соответствии с которым минимальный парк авиакомпании должен составлять восемь самолетов. Кроме того, в аэропорту экипаж самолета после рейса должен заполнить большое количество бумаг, что мешает лоукостерам, для которых одним из важнейших факторов снижения издержек является высокая оборачиваемость самолета.
Серьезной проблемой остается и слабый платежеспособный спрос - лоукостер получает прибыль именно за счет большого числа пассажиров. "Необходимо достаточное количество людей с определенным доходом, чтобы затраты такого авиаперевозчика окупились хотя бы в течение 20 лет", - отмечает аналитик "Финам" Алексей Калачев.
Кроме того, многих россиян смущает и необходимость платить за багаж. Так, "Победа" совершает рейсы из Москвы во многие города Европейской части России за 999 - 1499 рублей, но за большую часть ручной клади пассажирам придется доплатить от 999 рублей до 4 тыс рублей, в зависимости от ее размера, количества и места оплаты, а за багаж, превышающий один чемодан весом 10 кг, от 1499 рублей до 5 тыс рублей. Например, перелет "Победой" из Москвы в Красноярск может обойтись всего в 4500 рублей при цене на билеты других авиакомпаний от 7500 рублей, но, при наличии ручной клади и багажа тяжелее 10 кг, пассажиру придется заплатить за перелет "Победой" не менее 6500 рублей.
Тем не менее, по мнению экспертов, у лоукостеров в России есть перспективы. "У нас хорошо работает гибридная модель - сетевые перевозчики с гибкими тарифами и гибким набором услуг", - считает глава компании Infomost Борис Рыбак. Тарифы без багажа уже запустили несколько авиакомпаний, в том числе S7, "ЮТэйр" и "Уральские авиалинии". Каких-либо "уникальных" препятствий, уверен Крамаренко, для распространения подобной модели в России нет, как и некорректно говорить в целом о низкой доле проникновения лоукостеров на российский рынок. "Есть и более сложные рынки, на которых низкотарифные перевозчики неплохо развиваются", - уточняет он.
Наиболее перспективным направлением для лоукостеров является развитие внутренних перелетов и туризма в России. В период с января по ноябрь прошлого года пассажиропоток на внутренних рейсах вырос на 6,7%, до 52,2 млн человек. На спрос положительно влияет и снижение цен. По данным агрегатора Skyscanner, стоимость авиабилетов на внутренних направлениях снизились в прошлом году в среднем на 11%....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции