О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Просторам Сибири - новые "Ан"

На сибирском авиакосмическом салоне "САКС-2002" в Красноярске 7-9 декабря 2002 года Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и корпорация "ИнтерАМИ" покажут в рамках совместной экспозиции новый серийный региональный пассажирский самолет Ан-140 и транспортный конвертируемый самолет нового поколения Ан-74ТК-300.

8 декабря в 10.00 в зале пресс-центра салона состоится пресс-конференция делегации харьковских самолетостроителей, которую возглавляет Генеральный директор ХГАПП Павел Науменко.

Харьковское государственное авиационное производственное предприятие занимает одно из ведущих мест в самолетостроении стран СНГ. 76-летняя история ХГАПП отмечена поисками и находками, успехами и неудачами, достижениями, ставшими этапными в развитии авиации. Это богатое традициями наследство отличается множеством "первых в авиационной промышленности" достижений.

Имена и судьбы многих из когорты "главных" и "генеральных" - К. А. Калинина, А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, А. И. Микояна, А. С. Яковлева, П. О. Сухого, 0. К. Антонова связаны с историей производства авиационной техники предприятия.

Созданный в 1926 году на базе авиаремонтных мастерских "Укрвоздухпуть", Харьковский авиационный завод уже в мае 1927 года выпустил самолет К-2 (конструкции К. А. Калинина). Вскоре коллектив выпустил первый отечественный санитарный самолет К-3. Затем на авиалинии выходит К-4 в нескольких вариантах - аэрофотосъемочный, пассажирский и санитарный. В 1928 году К-4 был удостоен медали на международной авиационной выставке в Берлине.

Увеличение пассажирских перевозок в стране потребовало вместительных комфортабельных самолетов. И коллектив завода создал восьмиместный пассажирский самолет К-5, который стал основной машиной гражданского флота в предвоенные годы (построено более 260 машин).

Опыт отечественного авиастроения по созданию тяжелых машин позволил в 1933 году выпустить ХАЗу крупнейший самолет того времени - гигант К-7, рассчитанный на перевозку 128 пассажиров.

В Харькове получил путевку в небо первый в Европе скоростной пассажирский самолет ХАИ-1 с убирающимися шасси, сконструированный под руководством инженера И. Г. Немана. Здесь же строились самолеты известных авиаконструкторов Д. П. Григоровича (ИП-1) и П. О. Сухого (Су-2).

В начале 50-х годов завод переходит от выпуска самолетов с поршневыми двигателями к производству реактивной техники - учебно-тренировочного истребителя МиГ-15-УТИ. При его освоении коллектив приобрел важный опыт, позволивший уверенно приступить к серийному производству первого пассажирского реактивного лайнера Ту-104. Первый серийный Ту-104 поднялся в воздух с заводского аэродрома 5 ноября 1955 года. Началась новая эра в истории пассажирской авиации.

Через несколько лет в Харькове перешли к выпуску пассажирских реактивных самолетов Ту-124. Его модернизация привела к созданию ближнемагистрального самолета Ту-134, который отвечал самым жестким требованиям по взлетно-посадочным характеристикам, качеству пилотажного и радионавигационного оборудования, пассажировместимости и уровню шума. Это первый советский пассажирский самолет, прошедший сертификационные испытания ИКАО. Изготовленные в Харькове Ту-134 и его увеличенный вариант Ту-134А вошли в число лучших в мире машин такого класса. Несколько сот миллионов пассажиров воспользовались самолетами семейства Ту-134, которые и ныне составляют основу региональной авиации стран СНГ.

Самолеты харьковского производства интенсивно работали и работают во многих странах мира. С 1964 года по настоящее время предприятие поставляет на экспорт самолеты, эксплуатирующиеся в 29 странах мира. Как признание заслуг коллектива предприятия в международном сотрудничестве, Харьковский авиазавод награжден премией "Золотой Меркурий" и "Международной Золотой Звездой".

Безупречное качество и надежность выпускаемых изделий обеспечиваются конструкторско-технологическим потенциалом, наличием исследовательских и испытательных лабораторий и гарантированы системой контроля качества, сертифицированной по стандарту ISO 9002.

В последние годы продукцией ХГАПП стали самолеты, созданные в АНТК имени О. К. Антонова под руководством генерального конструктора П. В. Балабуева. Предприятие серийно выпускало легкий транспортный самолет Ан-72 и его модификацию Ан-72П (самолет патрульной службы), принятый на вооружение ВВС СССР, а в начале 90-х годов перешло на выпуск самолетов Ан-74 для нужд коммерческой авиации.

Работая в жестких условиях нарастающей конкуренции, коллектив ХГАПП ставит перед собой задачу занять свою нишу на мировом рынке производителей авиационной техники. Семейство самолетов Ан-74, в котором синтезированы лучшие качества различных транспортных машин, отвечает современным условиям эксплуатации и пользуется большой популярностью у авиаперевозчиков.

В 2001 году на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП) при участии АНТК Антонова, ОАО "Мотор-Сич" (Запорожье), ЗМКБ "Прогресс" (Запорожье) и корпорации "ИнтерАМИ" был создан принципиально новый, высокоэкономичный вариант транспортного самолета Ан-74-Ан-74ТК-300.

20 апреля 2001 года в Харькове состоялся первый полет самолета Ан-74ТК-300 на аэродроме ХГАПП. На демонстрации первого полета присутствовал Президент Украины Л. Д. Кучма.

Ан-74ТК-300 - грузопассажирский самолет для перевозки 52 пассажиров на расстояние до 3500 км или 10 тонн груза на дальность 1500 км. На самолете, в отличие от базовой модели, двигатели Д36 серии 4А (с реверсом тяги) установлены под крылом на пилонах. Новая компоновка позволила значительно увеличить скорость, дальность и экономическую эффективность самолета. Ан-74ТК-300 оснащен современным радиосвязным и пилотажно-навигационным оборудованием в соответствии с требованиями IСАО, что обеспечивает полеты самолета во всех регионах, в простых и сложных метеоусловиях. Самолет имеет несколько модификаций, в том числе пассажирскую с удлиненным фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью на 70 человек, санитарную, VIP.

От своего предшественника Ан-74ТК-200 новую машину отличает ряд преимуществ, в частности: на 50 км/ч большая скорость, в 1,2 раза большая дальность и меньший (примерно на 20%) расход топлива.

Высокие характеристики крейсерского полета дополняются прекрасными взлетно-посадочными характеристиками, которые всегда отличали самолеты семейства Ан-74. Важным свойством Ан-74ТК-300 являются открывающиеся возможности повышения взлетной массы в условиях жаркого климата и высокогорья. Это существенно повышает уровень конкурентоспособности самолета и расширяет рынок его сбыта.

Новый интерьер пассажирского салона Ан-74ТК-300, созданный корпорацией "ИнтерАМИ", включает в себя удобные кресла, шумопоглощающие панели, систему индивидуальной вентиляции, мультимедийные центры и видеосистемы, современный кухонный модуль, комфортный туалет и многое другое. По составу приборного оборудования, комфорту в пассажирском салоне, низкому уровню шума и выброса загрязняющих веществ в атмосферу самолет Ан-74ТК-300 полностью соответствует мировым стандартам.

В августе 2002 года Ан-74ТК-300 успешно окончил программу летных сертификационных испытаний на соответствие нормам летной годности АП-25. Ан-74ТК-300 является в настоящее время единственным современным реактивным самолетом разработки СНГ, способным уже в ближайшее время эффективно эксплуатироваться как на региональных маршрутах, так и на линиях средней дальности.

Стоимость одного Ан-74ТК-300 составляет около 12-14 млн дол.

Сегодня имеется несколько десятков предварительных заказов на приобретение самолета от авиакомпаний Украины, России, Китая и др. стран. На авиационной выставке "Гражданская авиация-2002" в Домодедово российская лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" подтвердила планируемую закупку 25 самолетов Ан-74ТК-300 для авиакомпании "Аэрофлот".

Еще одна новинка, серийно освоенная ХГАПП и уже находящаяся в эксплуатации, - новый региональный пассажирский самолет АН-140, рассчитанный для перевозок 52 пассажиров с максимальным уровнем комфорта на линиях протяженностью до 3700 км. В кооперации при постройке самолета участвует более 40 предприятий Украины, на которых работает около 93 тыс. человек.

Ан-140 задуман и строится с применением новейших технологий, успешно освоенных коллективом харьковских авиастроителей. Быстрому освоению нового изделия во многом способствовало и эффективное оборудование, и высокий профессионализм всех работников предприятия. Пример тому - успешное внедрение на ХГАПП автоматизированной системы "Эвклид". Благодаря ей появилась возможность поднять основное производство и его подготовку на качественно новый уровень.

На Ан-140 с экипажем всего из двух человек установлено надежное, проверенное в сложных условиях пилотажно-навигационное оборудование. Самолет может взлетать и садиться на слабо подготовленные ВПП на различных высотах и в различных климатических условиях. Он развивает скорость в крейсерском режиме до 575 км/час и оснащен двумя отечественными турбовинтовыми двигателями ТВЗ-117ВМА-СБМ1 мощностью по 1838 кВт каждый. Причем, удельный расход топлива составляет не более 263 грамм на кВт/час мощности двигателя. По этим показателям Ан-140 не уступает, а кое в чем даже превосходит лучшие образцы самолетов данного класса, как, например, российский Ил-114, немецкий Фоккер-50 и шведский СААБ-2000. Двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1 отличаются высокими экологическими характеристиками. Поэтому уровень шума в салоне и на местности значительно ниже требуемого по международным нормам ИКАО.

Предусмотрены различные компоновки пассажирского салона: вариант с 48 и 52 пассажирами, а также смешанный грузопассажирский на 20-36 пассажиров и с грузом от 1650 кг до 3650 кг.

Но при любом варианте компоновки в центре внимания остается пассажир. В новом интерьере Ан-140, разработанном корпорацией "ИнтерАМИ", использованы удобные кресла, шумопоглощающие панели, система индивидуальной вентиляции, многоканальная аудиосистема, применены багажные полки оригинальной конструкции и многое другое.

По оценке зарубежных экспертов во время выставки "Фарнборо-2002", самолет Ан-140 является наиболее эффективным и комфортабельным региональным самолетом для регулярной эксплуатации в любых климатических условиях как на внутренних, так и на зарубежных авиалиниях.

Прорывом на международные рынки можно назвать подписанное в ходе выставки "Гражданская авиация-2002" в Домодедово соглашение о совместной эксплуатации трех самолетов Ан-140 российской авиакомпанией "Евразия", украинской лизинговой компанией "Укртранслизинг", авиакомпаниями "Одесские авиалинии" и "Аэромiст - Харкiв". По результатам их будет принято решение о приобретении в лизинг еще четырех Ан-140. По оценке специалистов, емкость рынка самолета Ан-140 и его модификаций при цене за самолет в 8,5 млн дол. составляет от 400 до 600 машин. Потребность более чем реальна, ибо иного проекта, сравнимого по экономической выгоде, ни у кого из конкурентов нет. Так что коммерческий успех самолета на обозримое будущее можно считать обеспеченным.

Освоив в производстве пассажирские Ан-140 и Ан-74ТК-300 - самолеты, которым предстоит трудиться в небе 21 века, авиастроители ХГАПП не сомневаются в их будущей многолетней славной судьбе. Хорошие самолеты обязательно летают долго!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка