Телеканал "Звезда"
10 февраля 2017, 14:29
Стратегия авиационного кластера: кооперация производителей выведет отрасль на новый уровень
В России 9 февраля отмечается День гражданской авиации
Отечественная авиастроительная отрасль, долгое время пребывавшая в катастрофическом состоянии, сегодня начинает возрождаться. Политическая воля, системный подход, финансирование отрасли и эффективное управление, по словам экспертов, могут вывести российское самолетостроение на конкурентоспособный уровень. Сегодня, российская доля на мировом рынке в гражданской авиации составляет не более 2%, но в перспективе намечен постепенный рост. В этом может помочь стратегия авиационного кластера, в которой участвуют ведущие предприятия отрасли.
"Стратегия Объединенной авиастроительной корпорации предусматривает достижение к 2025 году 4,5% мирового рынка гражданской авиации, к 2035 году 45% доступного рынка боевой авиации", - рассказал сайту телеканала "Звезда" президент ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь, отметив, что эти цели достижимы только в кооперации с партнерами по отрасли.
Термин "кооперация" в авиастроительной отрасли имеет ключевое значение. Создание самолета или вертолета представляет собой длинную цепочку, в которой участвуют конструкторы, разработчики, поставщики, производственники, испытатели и множество других специалистов. Ключевую позицию в этой цепочке играет госкорпорация "Ростех".
"Мы активно взаимодействовали с коллегами из Ростеха в рамках подготовки стратегии авиационного кластера корпорации, как на стратегическом, так и на рабочем уровне", - подтвердил Слюсарь, добавив, что итоговый документ синхронизирован со стратегией развития ОАК.
По его словам, объединение усилий "самолетчиков" и производителей ключевых комплектующих дает предприятиям возможность, поддерживая друг друга, решать стратегические задачи - существенно увеличить долю гражданской продукции, сохранить серьезные позиции в боевом сегменте, вывести на рынок целый ряд новых конкурентоспособных на мировом рынке самолетов.
Самолеты и двигатели
Чтобы понять о каких самолетах идет речь, далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить презентацию самолета МС-21, которая с большим размахом прошла летом прошлого года.
Отличительной особенностью этого самолета является двигатель ПД-14. Это первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная в России за последние десятилетия. ПД-14 - базовый турбореактивный двухконтурный двигатель, который создан с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных.
В настоящее время двигатель проходит второй этап летных испытаний. Ранее, в 2015-2016 гг., был успешно проведен первый этап летных испытаний, подтвердивший работоспособность двигателя и его систем.
Другим важным для страны самолетом станет Ил-114. На него будет установлен турбовинтовой двигатель ТВ7-117СМ, который является одним из лучших двигателей по соотношению мощности и массы в своем классе.
Его конструкция выполнена по модульной схеме, снижающей материальные и временные затраты на сервисное обслуживание и ремонт. Производство ТВ7-117СМ для Ил-114 определено правительством Российской Федерации в качестве приоритетных проектов развития отечественной авиационной промышленности.
Авиационный двигатель ПС-90А для самолетов типа Ил-76, Ил-96, Ту-204/214 позволил почти вдвое повысить экономичность самолетов нового поколения и обеспечил их соответствие мировым нормам по экологии.
Двигатель ТВ7-117В, который является вертолетной версией турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ, по показателям экономичности, ресурсов, надежности стоит в ряду лучших мировых образцов данного класса. В 2015 году ТВ7-117В получил сертификат типа АР МАК, который был выдан в соответствии с новыми требованиями авиационных правил.
Сегодня двигатели ТВ7-117В производятся из полностью российских деталей, узлов и комплектующих.
Как видно из примеров, перечисленных выше, российская промышленность способна стать полностью независимой от иностранных комплектующих и наладить собственное производство двигателей в рамках программы импортозамещения. Однако это не говорит о том, что Россия прекратила сотрудничество с партнерами, которые всегда отличались надежностью поставок и верностью своему слову.
К примеру, отечественные предприятия работают в кооперации с французскими коллегами в рамках производства интегрированной силовой установки SaM146 для пассажирских авиалайнеров SukhoiSuperjet 100 (SSJ100). Это достойный пример удачной кооперации. Результаты этого сотрудничества привели к тому, что надежность вылета по расписанию самолета с двигателем SaM146 составляет 99,92 %, а сама установка полностью отвечает современным экологическим требованиям. Сегодня общая коммерческая наработка SaM146 на пассажирских авиалайнерах SukhoiSuperjet 100 (SSJ100) превысила 500 тысяч часов.
Между прочим, кооперация с иностранными коллегами также нашла отражение в стратегии авиационного кластера.
"Документ отвечает современным рыночным условиям, в частности, увеличению производства и поставок комплектующих для мировых лидеров отрасли, а также к развитию сервисной модели ведения бизнеса, например, в части пост-продажного обслуживания", - отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Вертолеты
Особое внимание сегодня уделяется развитию сегмента гражданских вертолетов. В этом направлении системную работу ведет холдинг "Вертолеты России".
По словам генерального директора холдинга "Вертолеты России" Андрея Богинского, компания в настоящее время выводит новые модели российской техники гражданского назначения на мировой рынок.
"Кроме того, сегодня одна из наших приоритетных задач - увеличение доли выручки холдинга от послепродажного обслуживания до 40% к 2030 году. Все вертолеты российского производства, которых в мире эксплуатируется более восьми тысяч единиц, должны быть обеспечены качественным и оперативным сервисом во всех странах, где они используются. Этот вопрос актуален еще и потому, что количество эксплуатантов винтокрылой техники по всему миру постоянно растет", - отметил Богинский.
БРЭО и инфраструктура
Однако стоит отметить, что авиастроительная отрасль это не только самолеты и вертолеты. Это еще и авиациаонные приборы, и аппаратура в аэропортах, и инфраструктура, которая позволяет этим самолетам взлетать и садиться.
"Сейчас Ростех готовит к выходу ряд новых продуктов, которые позволят увеличить долю российских компонентов в российских гражданских самолетах. Таким образом, развитие кластера ("Вертолеты России", ОДК, КРЭТ, холдинг "Технодинамика") будет происходить в тесном сотрудничестве с ОАК и другими компаниями", - сообщил Мантуров.
К подобным продуктам относятся системы оптического наблюдения, которые установлены на вертолетах, аэростатах, легких самолетах. С их помощью ведется круглосуточный поиск, обнаружение и распознавание наземных, надводных, подвижных и неподвижных объектов в ходе спасательных операций. Системы позволяет решать задачи наблюдения на дальностях до 15 км днем и ночью.
На данную продукцию сегодня наблюдается устойчивый спрос в Германии, Австрии, Италии, Испании и других странах ЕС.
К аппаратуре, которая помогает летчикам пилотировать вертолеты, можно отнести и очки ночного видения, и лазерный гироскоп, и оптический проекционный блок коллиматорного индикатора, который может отображать важную навигационно-пилотажную информацию на лобовом стекле самолета.
В целом объем производства бортового радиоэлектронного оборудования, среди которых пилотажно-навигационные комплексы, датчики, регистраторы и накопители, индикаторы, приборные панели составил 18 тысяч изделий на сумму порядка 3,5 млрд. руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «Телеканал "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции