Газета.Ru
14 февраля 2017, 10:26
Президентский "Ил" застрял из-за транзистора
"Газета.Ru" выяснила, почему Ил-96 президентского авиаотряда застрял в Лиссабоне в ноябре 2016 года по пути на саммит АТЭС
Специалисты выяснили причины инцидента, из-за которого лайнер Ил-96-300 Cпециального летного отряда (СЛО) "Россия" не смог вылететь из столицы Португалии Лиссабона в ноябре прошлого года.
Напомним, инцидент произошел 19 ноября по пути следования журналистов кремлевского пула на саммит АТЭС в Лиме (Перу). Как обычно бывает при подготовке к подобным мероприятиям, журналисты летели отдельным от президента бортом. Ил-96-300 с бортовым номером RA-96019, принадлежащий СЛО, приземлился для дозаправки в аэропорту Лиссабона, однако из-за технической неисправности не смог продолжить путь через Атлантику.
Как рассказывали сами журналисты, уже при рулении у самолета не смог запуститься один из левых двигателей.
Починить поломку на рулежке в течение нескольких часов не удалось, журналистов отправили сначала ждать в здание аэропорта, а позднее и вовсе расселили по отелям Лиссабона. В итоге общая задержка составила 22 часа, а приключения российских журналистов в Португалии едва не затмили собой в СМИ освещение самого международного саммита.
О природе самой поломки в тот день сообщалось мало. "Произошла техническая поломка, вышел из строя блок зажигания. Специалисты пытались устранить неисправность на месте", - поясняла пресс-секретарь управделами президента России Елена Крылова.
Как уже писала "Газета.Ru", запуску двигателя помешал отказ агрегата зажигания ПВФ-22-20, который изготавливается Уфимским научно-производственным предприятием (УНПП) "Молния", входящим в холдинг "Технодинамика" госкорпорации "Ростех". Эти приборы установлены на двигателях ПС-90А2, которые в свое время разрабатывалась совместно с компанией Pratt & Whitney.
"Агрегат зажигания - устройство, которое преобразует силу тока. В нем стоит конденсатор, по сути, там ломаться нечему. От него по высоковольтным проводам ток подается на свечи зажигания, в которых происходит разряд одновременно с подачей топлива", - пояснил доцент кафедры "Конструкция и проектирование двигателей" МАИ Валерий Нестеренко. Он представляет собой сложное радиоэлектронное изделие, имеющее для надежности два независимых канала, каждый из которых содержит электронный преобразователь напряжения 27В в импульсы напряжения заданной частоты и энергии - не менее 7 кВ.
Для расследования причин инцидента неисправный агрегат зажигания был доставлен в Уфу. В работе комиссии приняли участие специалисты УНПП "Молния", специального летного отряда "Россия". Участвовали в расследовании и военные - инспекторы 612-го Военного представительства Минобороны России.
Комиссия выявила отсутствие производственных дефектов и несоответствий режимов работы электронных компонентов, производимых "Молнией".
Как выяснила "Газета.Ru", причиной некорректной работы агрегата ПВФ-22-20 стал последовательный независимый отказ покупных комплектующих - силового транзистора в одном канале агрегата и компаратора во втором.
Отказавшие компоненты были отправлены на исследование изготовителям - ОАО "Фрязинский завод мощных транзисторов" (г. Фрязино), ОАО "Орбита" (г. Саранск).
На Фрязинском заводе мощных транзисторов удивились информации об отказе их изделия и неофициально сообщили, что никаких рекламаций от уфимского предприятия пока не получали. "Это очень маловероятно, дело в том, что наши приборы изготавливаются с приемкой заказчика и проходят испытания. Вообще странно, что такое заключение было сделано без нашего участия, за прошлый год у нас была всего одна рекламация по поводу перегоревшего прибора", - рассказал источник на заводе.
Второй отказавший прибор - компаратор 521СА301 - микросхема, производимая на саранском АО "Орбита". Официальных комментариев по поводу отказа на заводе не дали. Однако известно, что эта микросхема производится с военной приемкой. "Это микросхема для техники спецназначения, производится с военной приемкой, где только она не применяется... На каждом этапе производство контролируется представителями Минобороны, которые следят за техпроцессом, материалами, за испытаниями. Отказы у военных приборов - всегда нечто экстраординарное", - пояснил "Газете.Ru" сотрудник предприятия.
По словам специалистов "Молнии", из 476 агрегатов ПВФ-22-20 и 5 тыс. подобных изделий других типов, выпущенных предприятием за 15 лет, это первый случай некорректной работы двух каналов за весь период эксплуатации агрегатов.
При этом неизвестно, сколько еще находящихся в эксплуатации аналогичных агрегатов зажигания могут отказать по аналогичным причинам. По данным "Молнии", помимо Ил-96-300 аналогичные приборы устанавливались на самолеты Ил-76, Ту-204, Ту-214 и их модификации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции