Черемуха
1 марта 2017, 14:50
Золотые руки "Сатурна"
За всеми достижениями и инновациями НПО "Сатурн" стоят те, благодаря кому это стало реальностью - работники предприятия
В октябре 2016-го президент Владимир Путин подписал указ о награждении двенадцати сотрудников компании. В декабре эти награды при участии топ-менеджмента госкорпорации "Ростех" вручил временно исполняющий обязанности губернатора Дмитрий Миронов.
Медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени награждены Николай Калинин, ведущий специалист управления технологической подготовки производства; Геннадий Лымарев, технический руководитель по перспективным методам сварки и ремонта отдела главного сварщика; Виктор Поляков, заместитель генерального директора ОДК - управляющий директор; Владимир Румянцев, начальник управления технического контроля - главный контролер службы директора по качеству; Валерий Смирнов, слесарь-сборщик двигателей и агрегатов 6-го разряда цеха № 40; Андрей Фирсов, эксперт по общим вибрациям конструкторского отдела прочности.
Почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" присвоено Игорю Бондарчуку, электросварщику ручной сварки 6-го разряда корпуса № 5; Владимиру Гусеву, токарю 6-го разряда корпуса № 93; Игорю Егорову, оператору станков с программным управлением 5-го разряда корпуса № 12; Валерию Ревунову, слесарю механосборочных работ 5-го разряда цеха № 45; Виктору Рослякову, слесарю-сборщику двигателей и агрегатов 6-го разряда корпуса № 22. Заслуженным конструктором Российской Федерации стал Виктор Ринаров, эксперту по компрессору конструкторского отдела компрессоров.
Среди отмеченных Путиным были и герои очередного материала из цикла "Заводные практики" - Виктор Ринаров, Геннадий Лымарев и Владимир Гусев.
Эксперт по компрессорам
Мой первый собеседник - эксперт по компрессору конструкторского отдела компрессоров Виктор Ринаров. Про таких людей говорят: не седина, а мудрость на висках. Встреча прошла в музее "Сатурна", в окружении тех самых двигателей, над которыми он трудится уже несколько десятилетий.
Впервые на предприятие Виктор Михайлович пришел в 1966-м году - больше полувека назад. Тогда вся группа авиационного техникума, где он учился, проходила четырехмесячную стажировку на последнем курсе. После окончания учебы выпускнику гарантировали рабочее место по распределению, и будущий эксперт получил назначение в конструкторское бюро.
Виктор Ринаров:
"В 1967-м году я вместе с еще двумя однокурсниками пришел на почтовый ящик № 106, будущее Рыбинское конструкторское бюро моторостроения. Практически оно стало для меня профессиональной альма-матер. Параллельно я учился на вечернем отделении РАТИ, который в 1973-м году и окончил по специальности инженер-механик. Время обучения у меня удачно сочеталось с работой, когда я, как молодой специалист, осваивал навыки в отделе компрессоров. Это было очень интересно! - Виктор Ринаров начинает улыбаться, погружаясь в воспоминания. - Когда я пришел на работу, в РКБМ разрабатывался двигатель РД-36-51А для ТУ-144Д. Это была альтернатива двигателю НК-144А, разработанному в КБ города Куйбышева.
Ту-144 был российским сверхзвуковым пассажирским самолетом, полет которого состоялся на месяц раньше британско-французского аналога - "Конкорда". Двигатель рыбинского завода позволял долететь прямым рейсом от Москвы до Хабаровска: такое стало возможно впервые. В то время как двигатели НК-144А позволяли от столицы без пересадки добраться только до Алма-Аты. Сегодня разработка РКБМ заняла почетное место в музее "Сатурна" - как раз неподалеку от стола, за которым мы беседуем с Виктором Ринаровым.
" Двигатель для того времени был очень перспективный, с использованием многих новых технических решений. Когда я пришел, только закладывалась конструкция компрессора. Как сейчас помню: начальник моей бригады Валентин Владимирович Бурмистров на самом большом кульмане отдела, на мелованном ватмане разрабатывал конструкцию ротора. И меня - молодого специалиста - тут же подключили к деталировке ротора компрессора, к выпуску рабочих чертежей. Для меня это была очень ответственная и в то же время познавательная работа ".
Судьба выпускников техникума, пришедших на предприятие в 1967-м, сложилась по-разному. Кто-то пошел на повышение, сменил профиль или вовсе покинул предприятие. Виктор Ринаров остался в отделе компрессоров, прошел все ступени карьеры от рядового инженера до начальника отдела, и сейчас трудится в должности эксперта.
Виктор Ринаров:
"У меня тоже было много предложений перейти куда-то. Рыбинск всегда был технически развитым городом, в котором было много промышленных предприятий с самой разной тематической направленностью. Но меня всегда что-то удерживало. Для меня был примером подход к работе Александра Сергеевича Новикова, ставшего генеральным конструктором РКБМ в 90-е годы ".
От руководства отделом к экспертной работе Владимир Ринаров перешел в 2011-м году и считает такую ротацию кадров на "Сатурне" абсолютно оправданной.
Виктор Ринаров:
"Руководством принято абсолютно правильное решение - старших руководителей переводить по мере достижения определенного возраста в "аксакалы", чтобы молодежь набиралась опыта и "набивала шишки", старалась развивать и двигать свои собственные идеи. А наша задача теперь - поддерживать, передавать свой опыт в качестве экспертов".
Решением президента Владимира Путина Виктору Ринарову присвоено звание "Заслуженный конструктор Российской Федерации".
Новатор в сварке
Геннадий Лымарев, технический руководитель по перспективным методам сварки и ремонта отдела главного сварщика, на должность советника или эксперта еще не перешел. Начальника в нем выдают мелкие детали: часы, на которые он поглядывал, собираясь быстрее вернуться к работе; личные записи, с которыми пришел беседовать в музей "Сатурна". Прагматизм и умение грамотно спланировать каждую минуту - свойство, которое приходит с опытом.
В Рыбинске Геннадий Иванович оказался скорее по воле случая. Родившись в Казахстане, он отправился изучать двигателестроение в Уфимский авиационный институт. Получил специальность "Технология сварочного производства".
Геннадий Лымарев:
"Я окончил его в 1980-м и по распределению выбрал рыбинский завод. В сентябре того же года прибыл на первое и единственное в моей жизни место работы. Стал инженером-технологом в отделе главного сварщика".
Про Рыбинск будущий технический руководитель узнал еще в институте. На одной из стен учебного корпуса висел плакат, рассказывающий про эвакуацию рыбинского предприятия в Уфу в годы Великой Отечественной войны.
В 1997-м году Геннадий Лымарев стал главным сварщиком компании и занимал это пост до марта 2016-го. Сегодня, будучи ответственным за перспективные методы сварки, несмотря на солидный возраст, мой собеседник постоянно работает с новейшими технологиями. Например, с лазерной порошковой наплавкой на рабочие лопатки турбины или сваркой на воздухе сложнопрофильных корпусных деталей из титанового сплава. Они, в частности, использовались в одном из главных проектов НПО "Сатурн" - двигателе SaM146.
Лымарев уверен: преемственность поколений и передача опыта ветеранов-специалистов молодым инженерам - важный аспект работы, с которым на "Сатурне" отлично справляются. В 1997-м по инициативе главного сварщика и руководства Рыбинского авиационного технологического института открыта специальность "Металлургия сварочного производства". За эти годы вуз подготовил более 130 инженеров по этой специальности, которые работают не только в НПО "Сатурн", но и на других предприятиях региона и всей страны.
Геннадий Лымарев:
"Когда я заступил на должность главного сварщика, здесь работали высококлассные специалисты-ветераны: Алексей Иванович Белов, Анатолий Михайлович Богданов, Борис Александрович Голыгин, Нина Алексеевна Немтырева и другие. Сейчас они практически все на пенсии, но пришло много молодых ребят-инженеров, в том числе и выпускников рыбинского университета, которые осваивают новые двигатели с применением современных технологий сварки. Мы сделали большой шаг в этом направлении, эти ребята учатся новому, а главное - они хотят учиться".
Решением президента Владимира Путина Геннадий Лымарев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
На все руки мастер
А кто-то передает свой опыт новым поколениям, не занимая на предприятии высоких постов: не потому что не получается, а потому что нравится то, что он делает сам. Таких людей, нашедших внутреннюю точку равновесия, в НПО "Сатурн" довольно много. Например, токарь шестого разряда Владимир Гусев. Сложно найти более спокойного, рассудительного и увлеченного своим делом человека. Он с удовольствием рассказывает и о своей работе, и о других достижениях.
Владимир Гусев:
"У меня нет жилки руководителя, я стараюсь отвечать сам за себя. Я токарь, но есть и другие специальности. Когда была большая номенклатура деталей, получил квалификацию шлифовщика третьего разряда, освоил профессии фрезеровщика и слесаря".
Владимир Павлович пришел на завод после окончания авиационного техникума в 1982-м году. Старшим мастером в его группе был Юрий Паутов, ныне первый заместитель директора по персоналу и депутат Областной Думы. По словам Гусева, ему всегда нравились его цех и коллектив. Мало где можно найти такую разнообразную работу для токаря: каждый день приходиться решать новые задачи, работать с большим разнообразием деталей. Практически никогда не приходилось неделями делать одно и то же.
Владимир Гусев:
"Мне на нашем заводе очень нравится. Я участвовал в конкурсах профессионального мастерства, занимал призовые места, а в 2006-м выиграл в токарной номинации".
Передачу опыта молодым Гусев, как и другие собеседники, считает важной задачей, но и качество образования при этом должно быть на должном уровне.
"В гимне рыбинского авиационного техникума, который я сейчас весь не вспомню, были такие строки:
- Пускай почувствуют заводы, что к ним из РАТ приходит человек!".
Решением президента Владимира Путина Владимир Гусев награжден знаком "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
