Областная газета Свердловской области
13 марта 2017, 07:51
КУЛЗ: 75 лет движения вперед
Каменск-Уральскому литейному заводу 12 марта исполняется 75 лет
Деятельность предприятия и, как следствие, его история не афишировались долгие десятилетия. Даже в Каменске-Уральском. На карте истории города, области и страны оно было практически белым пятном.
В представлении нуждается
Завод возник в 1942 г. как комплектатор авиастроения, выпускающий колеса, агрегаты управления взлетно-посадочной системы и тормоза для военных и военно-транспортных самолетов. И сегодня продукция этого назначения является для КУЛЗа основной, формируя большую часть его портфеля заказов. Предприятие изготавливает комплектующие к самолетам: военным, военно-транспортным, спортивно-пилотажным, учебно-тренировочным, специального назначения, использующимся в народном хозяйстве и в спасательных операциях силами МЧС (как Бе-200), к пассажирским, а также - к вертолетам. Это различные модификации летающих машин марок МиГ, Ил, Су, Ан, Ту, Ми, Ка.
Немалую долю заказов составляют алюминиевые и магниевые отливки для производителей средств ПВО. Сегодня интенсивно развивается и другое стратегическое направление деятельности - производство фрикционных деталей для бронетанковой техники.
Литейный завод обладает замкнутым производственным циклом. Именно так на нашей промплощадке рождаются авиационное колесо и другие изделия (тормоза, агрегаты управления для авиатехники и пр.). Процесс начинается с изготовления оснастки для литья и механообработки, включает само литье, производство фрикционных деталей из биметалла и металлокерамики, механо-, термо-, гальванообработку, изготовление метизов, резинотехнических изделий, заканчивается сборкой и нанесением лакокрасочного покрытия.
КУЛЗ, родившийся под крылом авиационной промышленности, а со временем расширивший специализацию, 10 лет входит в научно-производственную корпорацию "Уралвагонзавод", объединяющую более 40 оборонно-промышленных предприятий.
История с пожелтевших страниц
Отсчет годам КУЛЗ ведет со дня выпуска первой продукции - литых заготовок барабана и реборды авиационных тормозных колес. Это произошло 12 марта 1942 года, когда на свет появились первые годные отливки для колес военно-транспортного самолета Ли-2.
Но есть и другая дата. 17 декабря 1939 г. вышло постановление Совета народных комиссаров о строительстве в Каменске-Уральском завода № 286 по выпуску комплектующих для военных самолетов. Если возраст предприятия определять временем выхода этого правительственного документа, а это действительно знаковое событие, то надо прибавлять еще два года с небольшим.
Однако, по стечению обстоятельств, КУЛЗ родился на базе эвакуированного в Каменск из подмосковной Балашихи литейно-механического завода, производившего авиаколеса. Рождение каменского литейного, как и многих уральских предприятий военной поры, происходило в жесточайших условиях. Эшелон с разобранной техникой и специалистами БЛМЗ прибыл на Средний Урал в конце ноября 1941 г. При этом монтаж, пуск плавильных печей, металлорежущих станков и другого оборудования велись в неотапливаемых помещениях, часть из которых являлась подсобными, часть возводилась параллельно с введением в строй техники. А на улице стояли сорокаградусные морозы. Но балашихинские специалисты, жители Каменска и окрестных деревень сделали невозможное, пустив производство через три с половиной месяца после прибытия эшелона в город.
Продукция высокого полета
Всю войну завод снабжал авиа-колесами (а также агрегатами тормозных систем) сборочные предприятия, собиравшие крылатые машины, и саму фронтовую авиацию - техника "переобувалась" на ходу. Помимо Ли-2 каменцы обеспечивали производство и эксплуатацию других легендарных машин: легкомоторного самолета У-2 (По-2), использовавшегося в разных качествах: от учебного, курьерского до ночного бомбардировщика; пикирующего бомбардировщика Пе-2; истребителя Ла-5, среднего и дальних бомбардировщиков Ту-2, Ил-4, Ил-6, Ер-2.
Уже в конце 1945 г. завод приступил к освоению большого количества изделий для новых военных самолетов, а со временем, спустя десятилетия - для вертолетов семейств Ми и Ка, гражданских воздушных судов. Среди самых известных пассажирских лайнеров, к которым имеет отношение литейный, - Ту-154, Ил-86, Ил-96 300 (одна из модификаций которого - Ил-96 300ПУ - является президентским самолетом), Ил-114, Як-42, Ан-140, Ан-148 и многие другие.
В 1960-е годы завод производил механизмы управления ракетной техникой - "рулевую машинку".
Большим шагом в развитии литейного производства КУЛЗа в 1960-е годы стало освоение крупногабаритного тонкостенного литья - заготовок для производства средств противовоздушной обороны - и внедрение технологии изготовления фрикционных биметаллических деталей для авиационных тормозов. А в 1970-е завод стал производить литейные заготовки для танкостроения: корпус и более 10 наименований деталей газотурбинного двигателя для танка Т-80.
В 1990-е годы, во времена конверсии военного производства, когда выпуск оборонной продукции практически сошел на нет, КУЛЗ делал аппаратуру для топливно-энергетического комплекса, автомобильные колеса для легковых машин, в том числе спортивных, широкий спектр товаров народного потребления.
Сегодня акционерное общество "КУЛЗ" - один из крупнейших в стране производителей тормозных систем для авиационной техники военного, гражданского и двойного назначения. Номенклатура изделий составляет более 150 наименований. В 2010-х годах литейный завод освоил производство тормозных колес, тормозов и агрегатов управления для самолетов Т-50, Як-130, Ан-140, Ан-148, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-29СМТ и других. В последние годы список продукции пополнился тормозным колесом к самолету Як-152, тормозом к самолету-амфибии Бе-200, редукционным клапаном УГ149, используемым в десятках марок летательных аппаратов.
Изделия завода комплектуют авиационную технику, поставляемую на экспорт, для Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" и корпорации "Иркут", компании "Сухой", холдинга "Вертолеты России", применяются в лицензионном производстве самолетов за границей.
Каменск-Уральский литейный завод сегодня активно обновляется в русле актуальной политики импортозамещения. Вкладом завода в это стратегическое направление развития отечественной экономики является реализация инвестиционного проекта "Реконструкция производства дисков трения для спецтехники", построенного на условиях софинансирования с федеральным бюджетом.
Для этого на предприятии фактически заново создается производство фрикционных изделий для спецтехники, производимых до этого на Украине. За год с небольшим участок металлокерамики, пущенный в чугунолитейном цехе в конце 1960-х годов, преобразился на глазах. Здесь появились современное оборудование отечественного производителя для приготовления шихты, где большинство операций выполняется в автоматическом режиме, три новых гидропресса мощностью по 2 000 и 630 тонн и новый для завода передел - линия упрочнения дисков.
Такая модернизация позволила поднять производство фрикционных изделий на более высокий уровень, нарастить объемы продукции, улучшить ее качество, и, что очень важно, - экологическую составляющую на участке.
Сейчас в рамках ФЦП реализуется проект возведения новых котельной и водородной станции. Эти инфраструктурные объекты, оснащенные на самом современном уровне, обеспечат потребности предприятия в высококачественном водороде, теплоносителе, дадут весомую экономию энергоресурсов.
В целом реализация федеральной программы станет вкладом в диверсификацию производства КУЛЗа, расширит номенклатуру продукции, что даст экономике предприятия большую маневренность и устойчивость.
Впереди у литейного завода целая жизнь, большие планы и много интересной работы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Областная газета Свердловской области». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114