Российская газета
25 декабря 2002, 14:40
Смерть на подлете
Самолет Ан-140 мог стать первой чисто украинской разработкой пассажирской машины для местных авиалиний. Работы над его проектированием начались в 1993 году, однако вскоре стало ясно, что без тесной кооперации с Россией не обойтись. Фактически Ан-140 стал российско-украинским самолетом. Новый воздушный извозчик должен был сменить Ан-24, находящийся в эксплуатации более 30 лет и неплохо себя зарекомендовавший в десятках стран.
В августе этого года началась пробная эксплуатация уже второго Ан-140, выпущенного на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии. Выпускать самолеты планируется также в Самаре.
Иран, имевший опыт эксплуатации еще советских "антоновских" машин, сразу проявил интерес к новой украинской разработке. Было заключено российско-украино-иранское соглашение о начале лицензионного выпуска этого самолета под названием "ИрАн-140".
Катастрофа произошла в 70 километрах западнее Исфахана около поселка Баграбад. По предварительной версии, самолет из-за плохой видимости врезался в гору при заходе на посадку. Однако уже высказано мнение, что Ан-140 мог быть сбит, так как его маршрут пролегал вблизи иракских границ, то есть над территориями, где вот-вот могут развернуться масштабные боевые действия, и обстановка крайне наэлектризована.
На борту находились шесть граждан России: Б. Окулов - генеральный директор предприятия "Рубин", занимающегося выпуском авиационного гидравлического оборудования; В. Дуранин - заместитель гендиректора ОАО МНПК "Авионика", специализирующегося на выпуске бортового оборудования самолетов; В. Кузнецов - главный специалист этого же предприятия; А. Соколов - заместитель гендиректора АО "Аэросила", головного предприятия по выпуску самолетных винтов и вспомогательного силового оборудования; В. Дорохов - инженер; С. Скрынников - журналист.
Выпускник журфака МГУ, Сергей еще в юности связал свою профессиональную деятельность с небом, его подчас уникальные фотографии печатали самые солидные авиационные журналы планеты. В последние годы он издавал очень интересный журнал "Вестник авиации и космонавтики". Сергей Скрынников был одним из претендентов среди журналистов Советского Союза на профессиональную командировку в космос. Он не мог жить без неба, используя любую возможность для полетов и воздушных фотосъемок, и погиб как пилот... Как заявили нам в МЧС Украины, по предварительным данным, в разбившемся самолете были 48 человек: 42 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли. Среди них было 6 граждан России и семилетний ребенок - сын сотрудника иранского представительства харьковского предприятия "Мотор-Сич", изготавливающего авиадвигатели.
Министерство транспорта Украины сформировало госкомиссию по расследованию аварии. Она должна выяснить, почему лайнер при посадке врезался в гору. Харьковская областная администрация собирается выделить родственникам погибших почти по одной тысяче долларов. Генеральный директор Харьковского авиапредприятия Павел Науменко вылетел из Харькова в Исфахан.
Как рассказал первый секретарь посольства Украины в Иране Владимир Дубовик, число погибших в катастрофе по-прежнему уточняется. Достоверно известно, что жертвами стали граждане двух стран - Украины и России. "Представителей других держав на борту не было". Украинская сторона отказывается называть имена погибших: "Это вопрос деликатный и болезненный. Пока не будут окончательно и несколько раз проверены погибшие по спискам, будем удерживаться от распространения информации".
Сверкой списков занимается оперативная группа украинского посольства. Они надеются, что "кто-то в последний момент остался на земле". Та же неясность и с причиной катастрофы: "Проверяется несколько версий".
Основная из них - "пилоты не справились с управлением в условиях плохой видимости". Традиционно виновным готовы назвать человеческий фактор. У Украины нет иного выхода: она не может говорить о неисправности техники и подрывать и без того пошатнувшееся доверие к своей авиации. Украина не решится списать падение самолета и на те 60 процентов комплектующих, которые делает для Ан-140 Россия.
Иранский министр дорог и транспорта Ахмад Хоррам сказал украинской стороне, что катастрофа "видимо, не повлияет на ход производства Ан-140 в Иране". Но существует опасность притормаживания программы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2025 года
Ноябрь 12, 2025
Аэропорт Магадан начнет обслуживать через телетрапы все типы воздушных судов
Ноябрь 12, 2025
Аэропорт Молдовы обсуждает с "Лукойлом" покупку его активов на фоне санкций США
Ноябрь 12, 2025
Аэропорт Шарджи в ОАЭ упростил путешествия для пассажиров
