Известия
26 декабря 2002, 18:16
Российские штурманы летают по устаревшим картам
Если бы пилоты вертолета, на котором разбился Александр Лебедь, использовали карты, где была бы обозначена новая ЛЭП, генерал здравствовал бы по сей день. Как и экипаж грузового Ил-76, который в июле 2001 года зацепился в Жуковском за "несуществующие" деревья.
- В Чечне нам самим пришлось от руки составлять новые сборники информации по территории республики, - рассказал один из штурманов вертолета внутренних войск МВД. - Летать там по картам, которые мы покупаем у Минобороны, просто опасно!
Деградация системы обновления и распространения АНИ произошла из-за того, что по Воздушному кодексу этим занимаются только два органа - Служба аэронавигационной информации (САИ) Военно-воздушных сил и Центр аэронавигационной информации гражданской авиации (ЦАИ ГА). Они создали олигополию со всеми присущими ей чертами: высокими ценами и низким качеством услуг.
"Главный штаб ВВС не имеет возможности обеспечивать напрямую авиацию МВД, как и авиацию других министерств и ведомств, не входящих в состав Министерства обороны РФ, документами аэронавигационной информации. Прошу по вопросам обеспечения документами АНИ, издаваемыми Минобороны, обращаться в Центр услуг ГА "РусАэро", - говорится в одном из писем главного штаба ВВС, направленном руководителям авиации МВД.
ОАО "Центр услуг гражданской авиации "РусАэро" - структура коммерческая. Сборники АНИ ВВС несут гриф "Для служебного пользования", в них содержится секретная информация обо всех военных аэродромах и трассах. В пресс-службе ВВС "Известиям" категорически отказались объяснить, почему распространение такой информации передано в частные руки, а также по какой стоимости продаются секретные документы. В "РусАэро" же подтвердили, что действительно торгуют сборниками АНИ ВВС. Купить их может любой заинтересованный в таких сведениях человек. Однако, сославшись на коммерческую тайну, отказались сообщить, на какой основе строятся их отношения с ВВС России.
Из-за высокой стоимости карт и сборников у "РусАэро" средств у авиации силовых ведомств на полное обеспечение экипажей аэронавигационными документами не хватает. Новые карты достаются только штурманам, выполняющим регулярные полеты. Остальные пользуются устаревшими картами. Все изменения в них вносятся карандашом или ручкой. Стоит неправильно понять криво записанную цифру - и в воздухе возникнет опасная ситуация.
- В гражданской авиации состояние методов и средств сбора и обработки АНИ тоже оставляет желать лучшего, - признает глава отдела аэронавигационного обеспечения полетов ГСГА Борис Сафро.
У гражданских тоже все поставлено на коммерческую основу, причем на совершенно законных основаниях. Госмонополист - Центр аэронавигационной информации ГА - не получает никаких дотаций и живет за счет продажи федеральных сборников АНИ и издания карт.
- Мы возим VIP-персон, и ко мне часто обращаются коллеги из других компаний: это покажи, то покажи, - поделился с "Известиями" начальник отдела аэронавигационного обеспечения полетов "президентской" авиакомпании "Россия" Александр Фролов. - Погоня за прибылью заставляет их экономить. Конечно, подсказываю по дружбе. И подходят они только к нам и к "Аэрофлоту". Больше не к кому.
Сейчас ЦАИ ГА обвиняют в том, что "он превратился в простую типографию", которая перепечатывает поступающую информацию.
- Мы категорически с этим не согласны, - подчеркнул замдиректора ЦАИ ГА Виктор Алферов. - АНИ должна быть качественной. Если по нашей вине произойдет катастрофа, центр серьезно накажут.
Возможно, упреки в адрес ЦАИ ГА идут со стороны появившихся в России конкурентов: американской фирмы Jeppesen и недавно возникшей российской компании "АвиаКомИнфо". Последней стоило больших усилий первой в России получить лицензию на составление и производство авиакарт. Против были и САИ ВВС, и ЦАИ ГА.
Комитет по обороне Госдумы, выяснив реальное положение дел со сбором и распространением АНИ, выступил за создание единого межведомственного федерального органа.
- Ведомственная разобщенность в обеспечении полетов аэронавигационной информацией снижает безопасность, - утверждает председатель комитета генерал Андрей Николаев.
Но профессионалы называют создание такого органа бессмыслицей.
- Нужно принять единые федеральные правила для всех существующих и будущих структур, причастных к сбору АНИ, - считает главный штурман авиации внутренних войск МВД Сергей Лялин. - Тогда информация будет доступна для всех. Пользователи смогут выбрать фирму или госструктуру, у которой те же карты будут качественнее и дешевле. Сделать это нужно на основании Воздушного кодекса, без внесения в него изменений и принятия новых законов.
Такие правила могут быть утверждены постановлением правительства России. Цена вопроса - миллионы долларов, в которые оценивается российский рынок аэронавигационной информации (если на нем когда-нибудь появится честная конкуренция), и жизни пассажиров, которые по сути являются заложниками сформировавшейся системы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В аэропорту Пулково увеличилась пропускная способность зоны регистрации
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти