Возвращение Витязей
- Вы из России?
- Да.
- Вы не знаете, будут ли летать Су-35 и МиГ-35? Очень красивые машины.
Диалог, довольно необычный для пункта обмена валют, возможно, одно из лучших доказательств того, что оружие и сейчас остается культурным явлением, прославляя своих создателей не меньше, чем Японию - самурайские клинки, а миланских и толедских оружейников - рыцарские доспехи. Су-35 и МиГ-35 "живьем" на Лангкави не прилетели - только в виде макетов, но их отсутствие с лихвой компенсировали "Русские Витязи". Самая известная из российских пилотажных групп дебютировала в Малайзии на новых истребителях - полученных в конце 2016 года Су-30СМ.
Пилотаж на LIMA"17 - а "Витязи" летали все пять дней работы выставки, не считая предварительных тренировочных пролетов, - был тем более заметен, что группа представляла новые машины впервые не только за рубежом, но и вообще на публике, что заметно повысило интерес к летной программе. Не меньший интерес вызывал одиночный пилотаж, в том числе выступления пилотов малайзийских Королевских ВВС, от года к году демонстрирующих все более сложный пилотаж на своих Су-30МКМ.
Вероятная модернизация
Выступления российских истребителей и появление на выставке замглавкома ВКС - командующего ВВС России Андрея Юдина и президента корпорации "Иркут" Олега Демченко породили слухи о готовящемся крупном контракте. Слухи усилились после того, как на стенде Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит и строящий истребители семейства Су-30МК/Су-30СМ "Иркут", премьер-министр Малайзии внимательно выслушал рассказ о возможной модернизации истребителей МиГ-29N и Су-30МКМ малайзийских Королевских ВВС. Варианты модернизации не уточнялись, однако по просьбе командования ВВС Малайзии ОАК представила на выставке тренажер модернизированного истребителя МиГ-29СМ.
Относительно Су-30МКМ - возможно, модернизированный вариант этой машины может быть схож с разрабатываемым проектом модернизации Су-30МКИ для ВВС Индии. По мнению специалистов, усовершенствованные Су-30МКИ могут получить двигатели АЛ-41Ф1 и радиолокаторы с активной фазированной антенной решеткой. В частности, такое предположение высказывал заместитель директора московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко.
Малайзийские военные склоняются к модернизации не только Су-30, но и более старых МиГов, которые исходно предполагалось списать в середине-конце текущего десятилетия с заменой, возможно, на те же Су-30 в обновленном виде. Очевидно, здесь свою роль сыграла достаточно сложная экономическая обстановка, заставляющая искать более дешевые решения. Учитывая наличие у ОАК большого набора предложений по совершенствованию МиГ-29, этот проект может оказаться эффективным как сам по себе, так и с точки зрения возможного привлечения внимания других пользователей самолетов этого типа в регионе, пока не успевших, в отличие от Индии, провести модернизацию самолетов этого типа: Бангладеш и Бирмы.
Возможная сделка на выставке официально не была подтверждена, однако, по имеющейся информации, ее вероятность оценивается как стопроцентная.
Ожидание контрактов
Только малайзийской темой LIMA"17 не исчерпывалась. Глава объединенной делегации "Ростеха" и "Рособоронэкспорта" Виктор Кладов сообщил, что в текущем году ожидается заключение нескольких крупных экспортных соглашений: планируется подписание контракта с Индонезией и крупного контракта с Индией на поставку четырех фрегатов проекта 11356 по формуле "2+2" (два корабля будут построены в России, еще два в Индии). Кладов рассказал также о планируемых контрактах на производство в Индии 200 вертолетов Ка-226Т и поставку в эту страну 48 вертолетов Ми-17В-5. В целом, по мнению руководителя делегации, 2017 год должен cтать более урожайным на новые соглашения, чем предыдущий, учитывая готовящуюся финализацию нескольких крупных сделок.
На Су-35 в части новых контрактов возлагаются особые надежды: последняя на сегодня версия легендарной платформы Т-10 интересует многих, не только Индонезию. Наибольшая интрига связана с возможной продажей этих машин одной из стран Персидского залива - в феврале 2017 года сообщалось о переговорах по этому вопросу с ОАЭ. Если сделка станет реальностью, можно будет говорить о крупном прорыве: на традиционно оккупированный самолетостроителями США и ЕС рынок монархий Залива российские производители боевых самолетов еще не заходили. Маркетинг этой машины идет широким бреднем, в том числе в Северной Африке и Латинской Америке. Учитывая характеристики Су-35, этот самолет вполне способен повторить успех Су-27/Су-30, сохранив за вариантами платформы Т-10 лавры самого продаваемого тяжелого истребителя еще лет на двадцать.
О популярности машин Сухого говорит в том числе и тиражируемость их облика: наткнуться на характерный распластанный силуэт с разнесенным двухкилевым оперением можно не только в российском секторе на LIMА"17 (кстати, самом крупном из числа национальных разделов выставки). Буклеты и журналы, украшенные силуэтами "Сухих", можно было увидеть по всему салону.
В способностях "Рособоронэкспорта" и ФСВТС обеспечить маркетинг и продажи отечественного оружия не приходится сомневаться, однако прогулка по экспозиции выставки показывает, что в сегодняшней обстановке предложения российских КБ и заводов охватывают не весь сектор, который могли бы. Из бросающихся в глаза пробелов - отсутствие отечественных предложений на рынке морских патрульных самолетов. Сегодня Россия не имеет экспортной машины этого класса - современная модернизация советского Ил-38 уже была реализована в Индии и проводится сейчас с самолетами авиации ВМФ России, но других пользователей этого самолета в мире нет. Патрульная модификация самолета-амфибии Бе-200, появления которой ожидали много лет, пока так и не появилась на свет, а ее преимущества перед машинами аэродромного базирования неочевидны.
В результате России сегодня нечего предложить потенциальным покупателям из числа крупных полуостровных и островных государств АТР, весьма емком с точки зрения потребностей в технике береговой охраны и контроля экономической зоны. Остается надеяться, что в ближайшие несколько лет эта ситуация изменится - с появлением нового отечественного легкого транспортника Ил-112В, который может стать платформой для морских патрульных машин, так же как европейские ATR-72 или CN-235.
Эту претензию можно было бы рассматривать как несущественную на фоне действительно блестящих достижений России на рынке боевых самолетов, если бы не одно но: рынок платформ двойного назначения в странах третьего мира, во всех средах, включая и воздух, будет только расти. Их цена относительно невелика, а отдача от работы может быть огромной, отбивая затраты на программы в первые годы эксплуатации. В этих условиях наличие линейки специальных экспортных вариантов строящихся серийно коммерческих самолетов жизненно необходимо, и традиционной парой "летающий радар" - "летающий танкер" на платформе модернизированного транспортника Ил-76 вряд ли стоит ограничиваться: зачем терять прибыль, которую можно получить?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции