О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Плата за воздух: претензии Киева к авиакомпаниям РФ рассмешили юристов

Стремление генеральной прокуратуры Украины отсудить у российской авиакомпании 5 миллионов гривен говорит о чрезвычайно низком уровне правовой грамотности украинских юристов и прокуроров

Стремление генеральной прокуратуры Украины отсудить у российской авиакомпании 5 миллионов гривен говорит о чрезвычайно низком уровне правовой грамотности украинских юристов и прокуроров. Так ФБА "Экономика сегодня" прокомментировал новую судебную инициативу Киева юрист, эксперт по международному праву Вячеслав Кокуркин.

"Подача подобного иска заведомо невозможна. Киев снова являет нам пример абсолютного незнания и непонимания норм международного права при огромном желании "побряцать оружием". Украинская сторона хочет использовать свое национальное право по отношению к иностранной компании, которая не действует на территории Украины. И это заведомая глупость. Все вопросы относительно воздушного пространства государств регулируются Чикагской конвенцией 1944 года, однако о плате за его использование в ней ничего не говорится, прецедентов подобных исков я припомнить не могу", - отмечает юрист.

Ранее генпрокурор Украины Юрий Луценко сообщил, что возглавляемое им ведомство намерено подать иск к одной из российских авиакомпаний, работающей в Крыму, на 5 миллионов гривен (185 тысяч долларов)‍. Киев усматривает в работе перевозчика незаконное "использование украинского воздушного пространства". Лученко заявил, что генпрокуратура планирует "выставить счета российской авиакомпании, которая не платит соответствующих платежей, пользуясь нашим пространством, приземляясь на территории Крыма". Ни названия компании, ни суда, в который будет подан иск, украинский чиновник не назвал.

"Если речь идет об объектах инфраструктуры вроде аэропортов, то здесь чисто коммерческий вопрос - договариваются две компании. Но теперь Международный аэропорт "Симферополь" в собственности российского юридического лица. Вспоминается лишь одна аналогия украинской инициативы - как в период своего "расцвета" боевики Исламского государства (запрещенная в РФ террористическая группировка) взимали плату с грузовиков, которые проезжали по их территории. Но даже дороги - это инфраструктура, Украина же фактически хочет взимать "плату за воздух", - подчеркнул эксперт.

Нужно больше исков

Помимо претензий к российской авиакомпании, Украина, скорее всего, планирует предъявить судебные иски к морским перевозчикам РФ. Луценко объявил, что "идет работа по отслеживанию морских плавсредств, которые заходят в крымские порты". И добавил, что украинская сторона "сейчас разрабатывает алгоритм привлечения к ответственности и за эти действия".

Напомним, Крым стал российским регионом после референдума марта 2014 года, по итогам которого 96,77% избирателей Республики Крым и 95,6% жителей Севастополя высказались за вхождение в состав РФ. Крымские власти провели референдум после госпереворота на Украине в феврале 2014 года. Киев результаты голосования признавать отказался, заявив об "аннексии полуострова", и регулярно предъявляет финансовые претензии Москве, в том числе в международных судах. Пока ни по одному иску украинские власти признания правомерность своих претензий не добились.

"Вопрос отношений между истцом и ответчиком тоже не ясны. Двусторонних договоров между Украиной и Россией о "плате за воздушное пространство" нет и быть не могло. То есть Киев пытается применить к российскому юридическому лицу собственные национальные правила. Сомневаюсь даже в этом, поскольку не знаю аналогичных норм в российском праве, и сомневаюсь, что подобная плата предусмотрена в законах Украины.

Ну и вопрос подсудности - это отдельная тема для шуток. В мире не существует судебного органа по разбору споров о незаконном использовании частной компанией одного государства воздушного пространства другой страны. Чикагская конвенция об этом ничего не говорит. ИКАО не является органом для разрешения споров, а само желание Украины как государства (в лице своих уполномоченных органов) подать иск к российской компании за эфемерное нарушение внутренних правил заставляет сомневаться в компетентности юристов Генеральной прокуратуры соседней страны", - делает вывод Вячеслав Кокуркин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Экономика сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка