О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Air Moldova - 10 лет

После непродолжительного пребывания в статусе совместного молдо-германского предприятия авиакомпания "Air Moldova" снова стала государственной. Какие это повлекло изменения? Об этом рассказывает новый генеральный директор ГП "Air Moldova" Дорин Тимчук.

- Дорин Константинович, чем была вызвана необходимость изменения статуса компании?

- Существовало несколько причин изменения статуса. Во-первых, нарушение действующего законодательства при создании СП. По существу это была "косвенная" приватизация: "Air-Moldova" вообще не фигурировала в списке приватизируемых предприятий. Во-вторых, неточная оценка активов государственного предприятия привела к значительному занижению госдоли в созданном СП. Неправомерность сделки привлекла внимание таких структур, как Счетная палата, Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, налоговая инспекция, Экономический суд.

Транспорт - стратегическая отрасль для экономики любой страны. Ослабление влияния со стороны государства на столь значимый экономический сегмент стало бы непростительной ошибкой. Не следует расценивать мои слова как противника капитализации и приватизации. Капитализация, если проводится, то должна выполняться правильно: реальные деньги за реальные имущественные права. В данный момент "Air Moldova" обладает большим потенциалом, который на порядок выше, чем оценивался до сих пор. Думаю, меры, предпринятые по возврату государству его собственности, были своевременными.

- Тем не менее, пока шли судебные разбирательства, немецкий партнер блокировал банковские счета "Air Moldova". Как вам удавалось обеспечивать бесперебойную работу авиакомпании, ведь необходимо было постоянно рассчитываться с аэропортами других государств?

- Сначала работа шла тяжело, учитывая, что моя подпись то утверждалась, то аннулировалась. Это время можно охарактеризовать как период ведения постоянных переговоров. С банками - по оформлению подписи на банковские документы для выдачи денег хотя бы на зарплату коллективу. С зарубежными партнерами - о предоставлении отсрочки по платежам. С коллективом - чтобы ликвидировать возникшую во время корпоративного конфликта с немецким учредителем напряженность, и убедить людей в том, что изменение организационно-правовой формы предприятия им ничем не угрожает.

- Сказалась ли кризисная ситуация в авиакомпании на обслуживании пассажиров?

- Пассажиры, естественно, не пострадали, хотя новая администрация столкнулась с дефицитом воздушных судов, на которых можно летать в Европу. К тому времени срок аренды самолета "Embraer-145" истек и его вернули, оставался "Embraer-120", эксплуатация которого именно в тот период времени была приостановлена из-за необходимости в проведении технического обслуживания. Из авиапарка российских самолетов "АН-24", "ТУ-134", "АН-26" и "ЯК-40" осуществлять полеты в западном направлении мог только "ЯК". Следует иметь в виду, что предыдущее руководство использовало самолеты "ЯК-42Д" авиакомпании "Air Moldova International" на условиях сублизинга. В нашей ситуации часто приходилось менять расписание, чтобы одним самолетом выполнить все рейсы, запланированные на день. После получения авиакомпанией в лизинг двух самолетов "ЯК-42Д" напрямую от арендодателя положение стабилизировалось.

Единственный прецедент сбоя полетов произошел с Болгарией. Их оператор воздушного пространства ATSA закрыл воздушные коридоры для самолетов "Air-Moldova", предъявив историческую задолженность, сформированную в 1993-1997 гг. Компании выставили солидный счет. Из-за этого два рейса пришлось перенести и один отменить. Выход из создавшегося положения нашли, облетев Болгарию. В настоящее время по этому вопросу работает специальная комиссия, которая ведет процедуру сверки - когда, какой самолет пролетал, садился. К сожалению, жесткая позиция болгарской стороны последовала незамедлительно, без предварительного разбирательства. Молдавская навигационная служба - MoldATSA - никому не отказывает в полетах над страной и в посадке.

- Почему же было отказано авиакомпании "Cirrus airlines" в выполнении рейсов Франкфурт - Кишинев, ведь, как говорят, не последнюю роль в этом сыграла "Air Moldova"?

- "Cirrus airlines" выполнила два разрешенных чартерных полета в Молдову. Согласно межправительственному соглашению между Молдовой и Германией любая немецкая авиакомпания, желающая выполнять более двух чартерных рейсов в месяц в Кишинев, должна согласовывать их с назначенным на данном маршруте национальным перевозчиком.

Со стороны Германии уже есть назначенный перевозчик - "Lufthansa", которая, ввиду отсутствия интереса к рынку РМ, использует свои коммерческие права назначенного перевозчика совместно с авиакомпанией "Austrian airlines". В соответствии с условиями межправительственного соглашения, второй перевозчик может назначаться с согласия обеих сторон только при возникновении в этом необходимости, то есть когда рейсы перегружены, билеты проданы на две-три недели вперед. В настоящее время рейс загружен только на 40-50 процентов.

"Cirrus airlines" было отказано в выполнении чартерных рейсов в связи с несоблюдением необходимых процедур, изложенных в действующем законодательстве РМ. Могу привести такой пример. Когда наша компания запросила разрешение на выполнение чартерных полетов у немецкой стороны, мы официально обратились к 10 немецким авиаперевозчикам за получением разрешения на осуществление полетов в аэропорт Франкфурт-на-Майне. После получения их согласия была запущена чартерная программа из пяти рейсов в неделю. Только после этого были поданы документы в соответствующие инстанции Молдовы и Германии на получение разрешения.Таким образом, после тяжелой кропотливой работы наша авиакомпания 1 ноября прошлого года получила статус официального национального перевозчика со стороны Молдовы и 28 ноября - со стороны Германии. Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что первоначально этот рейс открывала "Air Moldova" в 1992 году, затем с 1995 года назначенным перевозчиком была авиакомпания "Air Moldova International". Теперь этот рейс снова перешел к авиакомпании "Air Moldova".

- Новый рейс, новые самолеты... Судя по всему, за три месяца пребывания "Air Moldova" в статусе госпредприятия в ее работе произошли некоторые перемены.

- Кардинальных изменений не произошло - пока срок невелик. Со мной пришла команда финансистов, экономистов, юристов, составляющая аналитическое ядро, которое должно вывести предприятие из кризиса. Первыми ее шагами были анализ и мониторинг финансово-экономического положения, и самое главное - позиций компании на рынке. Была увеличена зарплата в среднем на 27 процентов. Безусловно, мы стараемся улучшить качество предоставляемых услуг посредством появления в парке самолетов "ЯК-42Д" - комфортабельных, соответствующих европейским требованиям. За три месяца пассажиропоток увеличился на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Следует учесть, что новая администрация пришла в сентябре, а в конце октября началось сезонное снижение пассажиропотока, что является тяжелой порой для гражданской авиации. Пассажиры не летают, а самолеты и рейсы поддерживаются. Таким образом, затраты у компании остаются неизменными, а доходы падают. И говорить сейчас о хороших результатах будет преждевременно, они появятся в апреле-мае, когда активизируются деловая жизнь и туризм. Тем не менее сегодня можно сказать, что "Air Moldova" вышла из кризиса и встала на ноги вопреки пессимистическим прогнозам. Худшего не произошло. Наоборот, отмечена положительная тенденция в динамике экономического развития компании.

Как я уже говорил, в определенной степени решен вопрос с авиапарком. Коммерческая политика продажи билетов изменена таким образом, что агентам предоставлены более гибкие условия. В итоге в настоящее время наши билеты лучше покупаются. Руководство внедряет новую кадровую политику и программу по профессиональной подготовке. С нового года вводится новая система оплаты труда, которая заключается в прямом участии работников в получении прибыли предприятия. Ее суть в том, что заработок специалистов разных подразделений будет зависеть от применяемого к основному окладу коэффициента участия, или эффективности. Скорее всего, будет внедрена по просьбе пилотов существовавшая в советское время система премиальных за экономию топлива в полете.

Надеюсь, что 2003 год станет для компании переломным. Заканчивается разработка новой стратегии развития предприятия, направленная на освоение новых рынков. Она включает разработку новых систем управления, планирования и контроля. Финансовый аспект предусматривает оптимизацию расходной части, избавление от активов, не приносящих доходов. Также ведется совместная работа с международным аэропортом "Кишинэу" при участии Госадминистрации гражданской авиации над расширением спектра услуг, созданием концепции их продвижения до клиента и повышением качества обслуживания.

- Какие планы строите по поводу обновления самолетного парка, если от двух заказанных и уже изготовленных "Embraer-145" отказались?

- Сначала я аргументирую причины нашего отказа. За один год эксплуатации (с мая 2000 г. по май 2001 г.) данного самолета компания понесла убытки в размере около 1,2 млн. долларов. Основное преимущество этого воздушного судна - экономичность в потреблении топлива и соответствие всем авиационным требованиям Европы. Но, несмотря на перечисленные достоинства, оно обладает рядом недостатков при использовании в наших условиях. Основными из них являются дорогое техническое содержание и обслуживание. Через каждые 600 часов полета необходимо проводить техобслуживание в сертифицированном техническом центре, ближайший из которых расположен в Париже. При этом среднемесячные затраты на техобслуживание составляли около $107 тыс. Кроме того, ежемесячные лизинговые платежи достигали $163 тыс.

При этом следует учесть, что "Embraer-145" используется для авиаперевозок пассажиров на малые расстояния (до 1500 км). Конструкторские особенности этой модели практически не позволяют брать на борт пассажиров со сверхнормативным багажом, т.к. "Embraer-145" оснащен очень малым багажным отсеком. Из-за этого возникает проблема с перевозкой транзитных пассажиров, удельный вес которых достигает 40 процентов. На европейских маршрутах, выполняемых авиакомпанией (Рим, Париж, Вена, Прага), предельная загрузка составляет до 45 человек из 50 посадочных мест, что явно недостаточно для одного рейса, поскольку экономически более выгодно перевезти 90 человек одним самолетом, чем двумя.

В настоящее время на предприятии создана аналитическая группа, которая занимается маркетингом рынка воздушных судов. Возможно, компания возьмет в лизинг еще один "Embraer-120" (30-местный) для рейсов в Одессу, Ростов, Киев, Бухарест. Этот самолет турбовинтовой, следовательно, более экономичный в обслуживании. Мы исходим из того, что появление в парке компании нового типа самолета - это целый комплекс процедур: переквалификация летного состава, обслуживающего и технического персонала, приобретение соответствующего оборудования и т.д. Такой переход длится примерно год.Скорее всего, приобретать в собственность новые самолеты компания не будет. Почти все европейские перевозчики летают на самолетах, арендованных у производителей или их лизинговых компаний. В общем, планы на будущее большие, но то, как они реализуются, во многом зависит от коллектива предприятия и от воздействия внешних факторов на деятельность компании.

- Нам остается поздравить "Air Moldova" с юбилеем и пожелать ей процветания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая Молдова». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка