Коммерсантъ
11 мая 2017, 07:51
Авиатехнике не хватает бумажных деталей
Сертификация зависла между ведомствами
Минтранс подготовил проект Федеральных авиационных правил, по которому единый процесс сертификации может быть разделен на три составляющие - авиатехники, разработчика и изготовителя, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Планируется, что Минтранс утвердит процедуры не ранее июня.
Собеседники "Ъ" поясняют, что сейчас "не ликвидирована правовая неопределенность". До сих пор действует основной процедурный документ в области сертификации гражданской авиатехники "Авиационные правила. Часть 21" (АП-21). По АП-21 разработкой авиационных правил, сертификацией техники, разработчиков производства и ремонта, аккредитацией сертификационных центров занимается МАК. Но в конце 2015 года сертификацию самолетов и их деталей передали Росавиации. В марте 2016 года Росавиация учредила ФАУ "Авиарегистр РФ", а в ноябре агентству передали и сертификацию разработчиков и изготовителей, за год до этого отданную Минпромторгу.
По словам источников "Ъ", "устаревшая нормативно-правовая база существенно тормозит" развитие сертификации. "До сих пор нет четкого регламента, который определяет порядок одобрения Росавиацией изменений типовой конструкции авиатехники с одобрительной документацией, ранее выданной МАК",- поясняет собеседник "Ъ". Неясно, как засчитывать результаты выполненных МАК работ, как зарубежные авиавласти должны принимать новые заявки на сертификацию с учетом тех, что уже были поданы до перераспределения полномочий, говорит он. Источник "Ъ" отметил и "отсутствие взаимодействия МАК, Минтранса и Росавиации".
"Без преемственности на государственном уровне деятельности авиавластей и взаимного признания выполненных работ МАК декларирует свой статус как орган по сертификации",- говорит источник "Ъ" в правительстве.
В Минтрансе "Ъ" сообщили, что ведут "активную работу по совершенствованию законодательной базы для реализации международных стандартов ICAO (Международная организация гражданской авиации.- "Ъ") и гармонизации с международной практикой". Действующее законодательство, считают в Минтрансе, позволяет Росавиации и "Авиарегистру РФ" выполнять свои функции. В министерстве полагают, что Росавиация обоснованно одобряет изменения на типовую конструкцию техники, одобренную ранее МАК. Представитель Росавиации Сергей Извольский подтвердил "Ъ", что АП-21 сейчас действуют и в дальнейшем будут созданы "Федеральные авиационные правила. Часть 21", они будут гармонизированы с существующими. По его словам, законодательство РФ не запрещает агентству одобрять изменения типовой конструкции с документацией, ранее выданной МАК. По запросу иностранных авиавластей Минтранс подтверждает преемственность Росавиации в сертификации авиатехники и ее производителей, для внутреннего рынка эта процедура не нужна.
Но, по данным источников "Ъ", из-за ситуации могут сдвинуться сроки сертификации двигателя ПД-14 для пассажирского самолета МС-21. В марте 2013 года "ОДК-Авиадвигатель" (входит в "Ростех") подала заявку в МАК на сертификацию ПД-14, в 2015 году - в Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) на валидацию типовой конструкции, готовится заявка в EASA на сертификацию производства двигателя в Перми. Но, по словам источников "Ъ", если компания подаст новую заявку в Росавиацию на сертификацию типа, могут приостановиться начавшиеся и оплаченные работы в EASA, а сертифицирующие органы предъявят новые, более жесткие технические требования. Сертификация может затянуться на 2,5-3 года, дополнительные затраты составят около 4 млрд руб. В Объединенной двигателестроительной корпорации отказались от комментариев. В Минпромторге сообщили, что Росавиация при участии министерства прорабатывает вопрос зачета результатов работ по сертификации ПД-14, проведенных ранее МАК, при продолжении работ в "Авиарегистре РФ". Программа создания ПД-14 "реализуется в соответствии с планом-графиком".
Глава Infomost Борис Рыбак считает "бюрократическую составляющую процесса" вполне решаемой задачей, а наиболее сложным аспектом называет набор достаточного числа специалистов и налаживание эффективной работы службы сертификации по международным стандартам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции