Regnum
15 мая 2017, 18:56
75 лет назад на Урале родилась реактивная авиация СССР
Григорий Яковлевич Бахчиванджи
Правда, юный Бахчиванджи потрудился еще и железнодорожником, и строителем. А будучи распределен в авиаполк, демонстрирует "великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолета, высокую физическую подготовленность" (из характеристики). Логично, что был направлен в НИИ ВВС для испытания новых машин и моторов.
С начала Великой Отечественной - в боевом строю. За лето 1941 г. сбил два вражеских самолета лично и три - в группе. Но уже в августе капитан возвращен на испытания новой техники - ракетного (реактивного) истребителя. Из характеристики руководства НИИ: "Волевой и требовательный командир. Уверенно водит самолеты в облаках и сложных метеорологических условиях. Как летчик уравновешен, спокоен, строго соблюдает дисциплину полета, летает охотно".
15 мая 1942 г. Г. Бахчиванджи испытал истребитель БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Как отмечали свидетели испытания, странным было, что буквально через полминуты машина исчезла из поля зрения, чуть видно было только пламя двигателя. Так в нашей стране началась новая эра - эра реактивной авиации.
Однако сразу возникли проблемы. Приземляться на БИ-1 приходилось только после полной выработки горючего. Неприятным было соседство с азотной кислотой, которая под большим давлением иногда вырывалась наружу через стенки трубок и баков. Но основная сложность - тогда еще не было аэродинамических труб с высокоскоростной продувкой самолета. И потому опытный истребитель-перехватчик взлетал "со многими неизвестными".
Второй экземпляр новинки (уже на лыжах) капитан испытывал зимой 1943 года. Потом дважды - в начале марта. Полет 22 марта оказался трагическим. Истинную причину катастрофы выявили лишь после постройки новой аэродинамической трубы в ЦАГИ: на самолете с прямым крылом на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым летчику справиться было практически невозможно.
Катастрофа привела к отмене начала производства БИ и уничтожению уже заложенных БИ-ВС. Минусом первенца была и малая продолжительность полета - до пяти-семи минут. Однако опыт, накопленный в КБ Болховитинова при работе над этой машиной, был очень полезен, а выходцы из КБ (А.Березняк, А. Исаев) стали основателями конструкторских школ в советской ракетной и космической технике.
Так на более высоком уровне "закольцевались" успехи авиации - в тесной связи с космонавтикой.
Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года". Вероятно, эти слова повлияли и на то, что через 20 лет после гибели летчика, в 1963 г., был установлен памятник на могиле у поселка под Свердловском. А вторым орденом Ленина (и Золотой Звездой Героя Советского Союза) Григорий Яковлевич был посмертно награжден спустя 30 лет - в 1973 году. Его имя произносят и когда электрички подъезжают к подмосковной станции, где базировался полк испытателей, а теперь стоят самолеты, на которых тренировались и продолжают летать кандидаты в космонавты. Звездный городок - рядом…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции