Ридус
18 мая 2017, 20:15
"Авиация убийц": почему в России ежедневно падают самолеты
В МЧС еще в 2012 году предрекали увеличение количества авиакатастроф. Прогнозы сбываются. Причины сложившейся ситуации - правовые недоработки и отсутствие культуры управления легкомоторными самолетами
Накануне в 10 часов 33 минуты по московскому времени в Пензенской области в 3 км от населенного пункта Матчерка Заметчинского района при выполнении авиационно-химических работ разбился легкий самолёт Х-32 "Бекас".
Воздушное судно задело провода ЛЭП с последующим столкновением с землей. Самолет, принадлежавший ООО "Союз-Агро", полностью разрушился. Пилот - мужчина 1957 года рождения - получил тяжелейшие травмы и погиб на месте.
Приволжским следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека").
Х-32 - легкий многоцелевой самолёт. Разработан харьковскими авиаконструкторами, выпускается серийно с 1993 года. Самолет создавался как учебно-тренировочный, но сейчас в основном применяется в сельском хозяйстве, достаточно популярен в авиации общего назначения (АОН). Разбившаяся под Пензой модификация самолета называется "Выша".
"Полёт выполнялся в воздушном пространстве класса "G" в зоне ответственности Самарского зонального центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ). План полета (уведомление) в органах организации воздушного движения отсутствовал", - сообщили "Ридусу" в пресс-службе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Там добавили, что, к большому сожалению, авиационные происшествия с воздушными судами малой авиации (АОН) фигурируют в сводках почти каждый день:
"С начала мая это уже третья подобная авиакатастрофа, а всего только в текущем месяце зафиксировано 15 крайне неприятных авиационных событий с участием авиации общего назначения. "Партизанские" полеты без планов и уведомлений, представляющие угрозу не только для тех, кто находится на борту легких ВС, но и для самолетов гражданской и государственной авиации, происходят регулярно".
Здесь стоит привести наиболее вопиющие случаи только за май нынешнего года.
14 мая, находясь в районе населенного пункта Сельцо в 45 км юго-западнее аэропорта Пулково, экипаж пассажирского самолёта Airbus А319, следовавший из Берлина в Санкт-Петербург, доложил диспетчеру о близко пролетающем параплане на эшелоне 1500 м. Пассажирский борт избежал столкновения и совершил благополучную посадку, но о ситуации были оповещены органы МВД, ФСБ и транспортная прокуратура. Проводится разбирательство.
13 мая в районе посадочной площадки Белевцы в Краснодарском крае при заходе на посадку пилот доложил авиадиспетчеру о том, что в районе взлетно-посадочной полосы на высоте 50-100 м вертолёт Ми-2 серого цвета без опознавательных знаков совершает беспорядочные маневры, которые мешали воздушному судну безопасно приземлиться. Выяснилось, что план полета у пилота частного вертолёта Ми-2 в ОрВД отсутствовал, были оповещены органы МВД и транспортная прокуратура.
8 мая в районе населенного пункта Желановка Тамбовской области после полета для выполнения сельскохозяйственных работ самолет "Бекас-103" зацепился хвостовым оперением за провода линии ЛЭП и совершил жесткую посадку на распаханное поле. В результате аварии самолет частично разрушился, КВС с переломами ребер, контузией головного мозга и ушибом легкого был доставлен в больницу города Мичуринска. Заявок и уведомлений на использование воздушного пространства в органы ЕС ОрВД не поступало.
В этот же день в зоне ответственности Екатеринбургского центра ЕС ОрВД произошло нарушение запретной зоны легкомоторным воздушным судном на высоте примерно 500-1000 м. Пролет борта с земли наблюдали военные. По документам, в данное время в указанном районе находился только самолет С-182Р, следующий согласно флайт-плану с посадочной площадки Караишево (район Казани) на посадочную площадку Калачево (район Челябинска). Данный борт не должен был залетать в запретную зону, однако вполне мог просто "заблудиться", если пилот не воспользовался услугами провайдера аэронавигационного обслуживания. Проводится разбирательство.
7 мая под Москвой силы ПВО были готовы сбить неопознанный легкий самолет, совершавший полет в столичном регионе без уведомления органов ЕС ОрВД. Впрочем, ВС удалось совершить посадку на аэродроме Мячково. По итогам разбирательства стало ясно, что КВС при радиообмене с диспетчером просто ошибся в своем собственном позывном, из-за чего его не могли идентифицировать. На самом деле он летел на другом самолете, на который план полета был.
6 мая район в районе санкт-петербургского аэропорта Пулково в 15 км северо-западнее взлетно-посадочной полосы появилась отметка от неопознанного ВС. Через пару минут неизвестный легкий самолет, летящий параллельным ВПП курсом в восточном направлении, был обнаружен визуально на высоте 300-350 м. По команде диспетчера заходящий на посадку Bombardier Challenger (регулярный рейс Воронеж - Санкт-Петербург) был отправлен на второй круг, чтобы избежать возможного конфликта с "НЛО". После повторного захода региональный джет совершил благополучную посадку. О полете неопознанного ВС было сообщено в транспортную прокуратуру и полицию. Идет расследование.
4 мая в 13:20 (МСК) в зоне ответственности Самарского зонального центра ЕС ОрВД экипаж вертолёта R-44 авиакомпании "Лайт Эйр", выполнявшего лесопатрульные работы, не вышел на контрольную связь с диспетчером. Через три с небольшим часа экипажем самолёта Ан-2, поднятого с аэродрома Уфа для проведения поисково-спасательной разведки, в 16 км от населенного пункта Инзера винтокрылая машина была обнаружена лежащей на левом боку с оторванной хвостовой балкой. Спасательная парашютно-десантная группа обнаружила на земле тела погибшего КВС и двух пассажиров. Идет расследование причин авиакатастрофы.
Приведенные примеры и статистика свидетельствуют, что меры, применяемые в последнее время российскими авиационными властями к АОН и направленные на повышение безопасности полетов, являются оправданными, а пилотам малой авиации следует строго придерживаться действующих Федеральных авиационных правил (ФАП) и Воздушного кодекса РФ.
В МЧС еще в 2012 году предрекали серьезное увеличение количества авиакатастроф. Как можно убедиться, прогнозы сбываются. "Ридус" в своем расследовании указал причины сложившейся ситуации - правовые недоработки и отсутствие культуры управления легкомоторными самолетами.
В противном случае отечественной АОН не удастся избавиться от репутации "авиации убийц", имеющейся у нее в профессиональных кругах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ридус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 7, 2024
Аэрофлот в летнем сезоне будет выполнять рекордное количество рейсов из Москвы в Сочи
Май 7, 2024
Через таможню аэропорта Казани попытались 243 раза незаконно провезти товар
Май 7, 2024
Президент поручил к 2030 г. довести долю отечественных самолетов в РФ минимум до 50%
Май 7, 2024
Посол Индонезии заявил, что страна прикладывает все усилия для запуска прямых полетов в РФ