О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полный улет

Ситуация на рынке

Рынок авиаперевозок разношерстен и плохо структурирован. Минтранс намерен уже в ближайшее время еще более активно заняться приведением его "в чувство".

Сегодня в Украине сертификат эксплуатанта имеет 91 авиакомпания, занимающаяся транспортными перевозками или авиахимработами. 64 авиакомпании уже частные, 27 - пока продолжают пребывать в госсобственности. Почти треть перевозчиков (26 авиакомпаний) специализируются исключительно на пассажироперевозках. По оценкам экспертов, более 85% пассажирских перевозок осуществляются на регулярных рейсах и только 15% - на чартерах, с грузоперевозками ситуация обратная - почти 90% приходится на чартерные рейсы.

Об аэропортах... Всего оных в Украине 40. Из них 18 - международные. Аэропорты в стране есть и государственные, и частные, и находящиеся в муниципальной собственности, что авиаперевозчиков не смущает. Зато их напрягает то, что не все аэропорты "отделены" от "летающих" компаний. Несколько отечественных воздушных портов по сей день входят в состав авиакомпаний.

Доля украинских авиакомпаний в международных регулярных перевозках "в Украину- из Украины" составляет только около 44%. Загвоздка в том, что иностранные авиакомпании выполняют рейсы на более современных самолетах, чем те, которые имеются у большинства украинских компаний.

И дело даже не в том, что не все отечественные авиакомпании по финансовым причинам "могут позволить себе" летать на качественной технике. Основной проблемой многие авиаперевозчики считают сложность процедуры приобретения самолетов или получения их в лизинг.

Эксперимент

Эксперимент по активизации внутреннего рынка авиаперевозок понравился не всем. Авиакомпании вынуждены были на "добровольно-принудительных" началах летать по Украине чаще, а билеты продавать дешевле. Маленьким компаниям пришлось совсем туго.

Об убыточности чисто внутренних рейсов заявляли даже отечественные авиакомпании-гиганты, но именно они оказались в наиболее выгодном положении, поскольку их "внутренние" пассажиры частенько продолжали свое путешествие на самолетах той же авиакомпании и на международных рейсах. О компаниях помельче и говорить нечего. Большинство из них, поучаствовав в эксперименте, получили кристально чистые убытки, о размерах которых предпочитают умалчивать. Вполне вероятно, что в таких условиях компании начнут (будут вынуждены) объединяться. И "минтрансовские" чиновники уже заявили о своей готовности этому процессу всячески способствовать. Тем не менее представители небольших авиакомпаний смотрят в будущее без особого энтузиазма. Представители же больших утверждают, что "места под солнцем" хватит всем. И "малышам" в том числе. На рынке, дескать, куча разнообразных сегментов, занятых в различной степени: и чартерные перевозки, и грузовые, и обслуживание народно-хозяйственных потребностей.

Не прекращаются и разговоры о необходимости создания объединенного национального авиаперевозчика на базе компаний "Аеросвiт" и МАУ. И хотя наличие обоюдной выгоды от такой консолидации не отрицает ни одна из заинтересованных сторон, до сих пор реальных подвижек в этом процессе нет. Ведь "добро" должно дать не только государство, которое владеет 22% и 61% акций этих компаний соответственно, но и остальные акционеры.

Монолог чиновника

Юрий Кордянин - заместитель директора Государственного департамента авиационного транспорта

- Есть ли необходимость в появлении в Украине флагманского авиаперевозчика?

- Давайте обратимся к мировому опыту. Можно на пальцах пересчитать страны, в которых есть несколько конкурирующих крупных авиакомпаний. Великобритания ассоциируется у нас с British Airways, Германия - с Lufthansa, Франция - с Air France. В Европе сейчас действуют правила open sky - "открытое небо", в соответствии с которыми самолеты любой авиакомпании любой страны могут приземляться в любом аэропорту другого государства, т.е. действует принцип свободной конкуренции. Но украинские авиакомпании к такой свободе еще не готовы. Им трудно конкурировать с западными. И если конкурентоспособная гражданская авиация действительно является еще одним шагом на пути евроинтеграции, то возникает необходимость появления мощного флагманского перевозчика.

В Украине существуют две мощные авиакомпании - МАУ и "Аэросвит", которые на рынке авиаперевозок дополняют друг друга. Насколько мне известно, уже состоялось несколько встреч руководителей этих предприятий касательно слияния.

- Как вы оцениваете результаты проведения авиационного эксперимента по развитию внутреннего рынка?

- Действительно, общие убытки авиакомпаний составили около 8 млн грн., но и предоставленные Минтрансом льготы по оплате, в частности, услуг, предоставляемых аэропортами, тоже были немаленькими... Нельзя рассматривать эксперимент лишь с точки зрения цифр.

Его проведение, между прочим, привело к более чем двукратному увеличению количества авиаперевозок на внутренних рейсах. И на этом реформы не закончатся...

Монолог самолётостроителя

Хайнер Уилкинс - президент компании "Боинг-Европа":

- Спрос на самолеты в мире сейчас невелик. В пустыне штата Аризона (США) без движения стоят около 2000 гражданских самолетов, которые до 11 сентября 2001 года летали. Из них, по самым оптимистичным прогнозам, в небо вернутся только 700-800. Мы думаем, что рынок придет в норму только к 2005 году...

Украина - страна с населением 50 млн человек - является перспективным рынком сбыта для производителей самолетов. Очевидно, что с ростом экономики страны будет расти и спрос на воздушные перевозки...

Что касается украинской авиастроительной промышленности... Я вижу только один путь развития - кооперацию. Инженеры, работающие в КБ им. Антонова, в рамках СП могли бы работать и с "Боингом", чтобы производить самолет на 150 мест в Украине....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес (Киев)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка