О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром под "скипетром" фараонов

Устав от хронического безденежья, отечественные авиапромышленники в обмен на инвестиции начали делиться командными функциями с иностранцами. Акционеры крупнейшего самолетостроительного предприятия страны - ЗАО "Авиастар-СП" (г. Ульяновск) на внеочередном собрании ввели в новый состав совета директоров представителей египетской компании Sirocco Aerospace.

Ближневосточные партнеры обязуются вложить в "Авиастар-СП" $355 млн, необходимых для производства по экспортному контракту 25 новейших лайнеров Ту-204-120. За это им обещана четвертая часть (минус одна штука) пакета акций ульяновского предприятия и столько же бумаг ОАО "Туполев". Таким образом, египетские партнеры "Авиастар-СП" получат возможность участвовать в управлении холдингом - разработчиком самых массовых серий отечественных пассажирских самолетов. Поставка первого самолета запланирована на конец этого года. В соответствии с соглашением до конца 2006 года Sirocco обязана выкупить все 25 самолетов

"Брак по расчету" производителя одного из самых перспективных российских самолетов с египтянами состоялся в результате утомительного торга, растянувшегося на полтора года. Первоначальное соглашение между Минимущества России, ульяновским авиазаводом, ОАО "Туполев" и Sirocco Aerospace предусматривало египетские инвестиции в размере $280 млн. Однако, когда в августе прошлого года Sirocco получила контроль над пакетами "Авиастар-СП" и "Туполева", принадлежавших компании "Интер АНТ", общая стоимость контракта возросла до $355 млн. Проще говоря, имея большой опыт ведения бизнеса в России, владелец Sirocco - египетский миллиардер Ибрагим Камель решил подстраховаться. Гарантом капиталовложений стал максимально возможный по российскому закону "кусок" акций стратегически значимого предприятия (25% минус одна акция и причитающиеся полномочия в управлении заводом).

Интересы зарубежного инвестора в новом составе совета директоров будут представлять президент компании Sirocco Aerospace (Россия) Борис Зенков и его заместитель Вера Нейланд. Председателем совета директоров ЗАО избран полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Учитывая то, что речь идет об одном из ведущих и едва ли не единственном реально работающем авиазаводе страны, трудно избежать искушения и предположить, что наши авиаторы, мягко говоря, продешевили. Несмотря на внешнюю привлекательность, соглашение отрицательно скажется на двигателестроении и производстве бортовой электроники в нашей стране, которыми могли бы оснащаться Ту-204. Во всяком случае, так считает большинство аналитиков отраслевого рынка гражданской авиатехники.

Sirocco Aerospace будет оплачивать "Авиастар-СП" лишь стоимость планеров без учета стоимости зарубежных комплектующих. Двигатели и авионика на авиалайнерах будут западного производства. За них египтяне собираются рассчитываться с поставщиками щедро - примерно по $15 млн за комплект. То есть реально российские партнеры будут получать менее половины стоимости каждого проданного самолета. Кстати, цену, по которой Ту-204-120 будет поставляться за рубеж, на ульяновском заводе, ссылаясь на коммерческую тайну, сообщить корреспонденту "ФР" отказались. Но и это еще не все. Финансирование отрасли из бюджета мизерное, заказы на внутреннем рынке штучные. Однако едва ли египетскому миллиардеру за относительно скромные для него деньги удалось бы заполучить столь лакомый кусок, не случись на заводе "разборка" между собственниками.

Напомним, что буквально накануне российско-египетской сделки на ульяновском предприятии, где, кстати, выпускают не только Ту-204, но и самые большие в мире воздушные грузовики Ан-124-100 ("Руслан"), была запущена процедура банкротства. Прежний инвестор завода, холдинг "Новое содружество" планировал вложить в производство Ту-204 два миллиарда рублей в обмен на 26% акций. Партнеры повздорили: "Авиастар-СП" получил от холдинга около 260 млн рублей, но акции так и не передал. В ответ "Новое содружество" расторгло соглашение и до сих пор пытается вернуть вложенные в ульяновский завод деньги. Один из недостроенных Ту-204 арестован по иску "новосодружевцев". Позже в корпоративный конфликт активно включилась администрация Ульяновской области.

Интересно во всей этой поучительной для менеджеров отечественного авиапрома истории и то, что, заполучив с крупными уступками одного инвестора, владельцы "Авиастар-СП" фактически утратили другого. Напуганные заводскими "разборками" зарубежные спонсоры строительства в Ульяновске воздушных грузовиков "Руслан" (компания "Волга-Днепр") пригрозили остановить выплаты по инвестиционной программе. Кредиты на постройку нового воздушного гиганта были взяты у европейских банкиров, а те, по понятным причинам, не хотят вкладывать деньги в предприятие, судьба которого поставлена в зависимость от прихоти чиновников. В результате крупнейшее российское авиапредприятие рискует лишиться производства уникальных самолетов грузоподъемностью свыше ста тонн.

По сообщению пресс-службы компании "Волга-Днепр", развитие ситуации на "Авиастар-СП" будет тесно связано не только с египетским контрактом, но и с позицией менеджмента российского предприятия. Назначение в совет директоров ЗАО Сергея Кириенко приведет к усилению позиции государства при принятии стратегических решений и помешает дестабилизировать обстановку на одном из крупнейших авиазаводов России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финанс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка