О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кому учить летать самолеты

Прием новых стран в члены Северо-атлантического блока НАТО набирает обороты. Помимо недавно вступивших Польши, Венгрии и Чехии приглашение о вступлении получил еще ряд государств Центральной и Восточной Европы.

Мы не будем говорить о политической составляющей данного мероприятия. Тем более что членство в НАТО - это не только привилегия быть надежно защищенным (непонятно, правда, от кого), но еще и почетная обязанность поддерживать свои вооруженные силы на должном уровне. Именно эту задачу - переоснащение своих армий - решают в настоящее время страны, вошедшие в НАТО, и особенно те, которые только собираются в обозримом будущем связать себя с Северо-атлантическим альянсом. А поскольку большинство натовских новобранцев - бывшие члены Варшавского договора, вооруженные силы которых почти полностью комплектовались советской военной техникой, об этом и поговорим.

По мнению большинства специалистов, наиболее актуальной темой является модернизация национальных ВВС. В частности, транспортно-боевых вертолетов Ми-24 и истребителей МиГ-29. Страны Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия) после тщательного изучения ситуации приняли согласованное решение о переоснащении стоящих у них на вооружении Ми-24 и подписали договор, которым продлили сроки эксплуатации вертолетов этого типа до 35 лет, а также приняли решение установить на них вооружение и бортовое оборудование по стандартам НАТО.

В период с 2004-го по 2006 год этими странами сообща планируется модернизировать 106 ударных вертолетов. Израсходовать на эти цели предусматривается около полумиллиарда долларов. Роль координатора в осуществлении совместной программы модернизации согласно договору отведена Польше. Именно полякам предстоит определить генерального подрядчика, который возьмется за реализацию всей программы, а также за облик модернизированного вертолета с последующим проведением международного тендера по выбору поставщиков вооружения.

Работа достаточно хлопотная, особенно если учесть, что сроки (конец декабря), отведенные для ее завершения, ограничены. К тому же она осложняется излишней суетой, которую устраивают вокруг этого проекта израильские фирмы IAI и Elbit, претендующие на заключение контракта по модернизации вертолетов советского производства. Слишком заманчив куш, который можно урвать с этой сделки. В принципе ничего предосудительного в этом бы не было, но кое-какие детали, связанные с израильским опытом модернизации, выглядят достаточно интересными.

Набрав штат бывших российских инженеров, выехавших в свое время в Израиль на постоянное место жительство, руководство IAI и Elbit решило, что этого вполне достаточно для производства, модернизации авиационной техники любой категории сложности. При этом почему-то они напрочь забыли элементарные истины. И в первую очередь о том, что все подобные работы по плечу лишь тем коллективам конструкторов и заводов-производителей, которые разрабатывают, испытывают и осуществляют многолетний эксплуатационный контроль этой техники. Давно хорошо известно, что даже весьма квалифицированные фирмы не берутся за подобную работу с гарантией стопроцентного успеха. Не говоря уже о такой "мелочи", как обязательное наличие юридических прав на подобного рода деятельность.

В качестве печального опыта та же фирма IAI могла бы использовать и свой собственный. На протяжении последних 6-7 лет она ведет работы по модернизации вертолета Ми-24, однако информацией об успехах до сих пор не делится. Их просто нет. И в этом специалисты смогли убедиться на другом израильском проекте - модернизации вертолета Ми-17, который впервые был продемонстрирован на авиасалоне в Бангалоре (Индия) в прошлом году. Даже беглое знакомство с "модернизированной" машиной обнаружило ее техническое несовершенство. Помимо стремления фирмы как можно больше нашпиговать вертолет изделиями своей разработки, не отдавая себе отчета в технической целесообразности, ничего нового по сути сделано не было. По-видимому, стремление к коммерческому успеху затмило основную для производителя цель: повышение боевой эффективности летательного аппарата.

Игнорирование столь простых законов в авиации, как показывает практика, приводит лишь к одному: неудачам. Кстати, этот трагический опыт тоже имеется в активе фирмы Elbit. "Модернизированные" ею самолеты МиГ-21 (в израильской классификации "Лансер") в интересах румынских ВВС за период с 1992 года потерпели 15 авиакатастроф, в которых погибли 8 пилотов. А последняя трагедия, произошедшая весной этого года, которая вышла далеко за рамки Румынии, вообще поставила крест на полетах "модернизированных" "МиГов". Военная прокуратура завела уголовное дело, в котором, однако, основные обвинения были выдвинуты в адрес рядовых исполнителей. А те высокопоставленные чины, которые давали "добро" на осуществление проекта "МиГ" - "Лансер" и финансировали его, отделались, что называется, легким испугом.

Опозорившись с модернизацией "МиГов", израильтяне тем не менее не теряют оптимизма и предлагают наступить на те же грабли странам Вышеградской группы. В принципе России можно было бы не обращать внимания на эти неуклюжие попытки модернизировать некоторые образцы советской техники, но речь идет о дискредитации высокой марки и заслуженного авторитета нашего оружия. Нетрудно себе представить, к примеру, реакцию немцев, если бы их визитную карточку - "мерседесы" - стали усовершенствовать какие-нибудь греки или итальянцы. Кстати, определенные уроки Румыния все же для себя извлекла. Нынешней весной в Москве делегация министерства обороны этой страны обсуждала с представителями завода-производителя "МиГов" вопросы, касающиеся состояния МиГ-29, находящихся на вооружении румынских ВВС. Возможности поддержания их летной пригодности и модернизации.

Основной российский экспортер военной техники и вооружения "Рособоронэкспорт", зная обо всей этой возне, осуществил целый комплекс маркетинговых мероприятий по переоснащению вертолетов Ми-24 в бывших странах Варшавского договора. Польше - координатору программы модернизации "двадцатьчетверток" - был даже вручен целый пакет конкретных предложений. Электронная презентация решению всего спектра технических проблем была проведена в Венгрии, Чехии и Словакии; а в мае на авиасалоне "ИЛА-2002" (Германия) Россия представила образец модернизированного вертолета, получившего название Ми-35, и страны-участницы воочию смогли убедиться в его возможностях.

Понятно, что рассчитывать на здравый смысл в условиях, когда взятки и прочие искусственные стимуляторы в яркой упаковке являются двигателями прогресса, крайне сложно. Но! Очень хочется надеяться, что страны Восточной и Центральной Европы, вступая в НАТО, очень хорошо себе представляют, что сжигать после себя мосты - далеко не лучший способ кардинального расставания с "тяжелым" наследием советского прошлого. А еще у нас, русских, есть прекрасная поговорка о том, что только дурак учится на своих ошибках....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка