О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские самолеты будут продолжать падать

На этой неделе Международный авиационный комитет (МАК) опубликовал отчет по авиационной безопасности за прошлый год. Если верить сотрудникам МАПа, то летать в пределах государств-участниц СНГ стало значительно безопаснее. Аналитики же полагают, что это затишье временное, и общая ситуация в авиационной отрасли страны будет продолжать ухудшаться, пока ей вплотную не займутся федеральные власти. "Пока Правительство не ужесточит требования к авиационным компаниям, самолеты будут продолжать падать", - сказала РБК аналитик ИК UFG Елена Сахнова.

В 2002 году впервые за десять лет на гражданских регулярных перевозках не было зафиксировано ни одного происшествия. В целом же по всем классам воздушных судов (включая вертолеты) в 2002 году было на 9 происшествий меньше, чем в предыдущем, и количество жертв сократилось на 20 процентов. Но никто из специалистов не берется утверждать, что подобная положительная тенденция сохранится и в будущем. Причин много. Главная, которую озвучивают специалисты МАПа, - резкое снижение общего уровня квалификации персонала. Произошло это, по мнению специалистов, из-за нарушения системы совершенствования летно-методической работы. "Программы переучивания летного состава не пересматривались уже в течение многих лет", - сказал в одном из своих выступлений председатель МАПа Владимир Кофман. Кроме того, по словам Владимира Кофмана, тренировки проводятся не комплексно, большую часть времени пилоты "летают" на дешевых тренажерах, расположение приборов в которых часто не соответствует реальному устройству панели самолета.

Однако главная, наиболее часто упоминаемая причина, которая в будущем может привести к серьезному увеличению числа аварий на российских рейсах - это плачевное состояние воздушного парка страны. По мнение экспертов, износ российской авиационной техники в среднем составляет около 70 процентов. Конечно, существуют программы продления ресурса, однако все они требуют немалых капиталовложений. Позволить себе приобретать новую технику могут лишь крупные авиациоперевозчики, которых в стране меньше десятка. Помимо самих самолетов, устарела и система Управления воздушным движением. В большинстве мелких авиакомпаний она представляет собой "сборную солянку" из техники разных лет, начиная с 60-х годов. Большая часть этого оборудования практически выработала свой ресурс, диспетчерам наземных служб очень сложно ориентироваться по неисправным приборам.

Но за всеми этими, казалось бы чисто техническими сложностями - повышение квалификации пилотов и обновление парка техники, кроется одна основная проблема - нежелание государства серьезно вмешиваться в регулирование авиационной отрасли. Чиновники охотно говорят о несовершенстве системы обучения пилотов, устаревшей технической базе -- создается впечатление, что таким образом, они просто пытаются "замаскировать" свое нежелание заниматься серьезным реформирование авиационной отрасли. "В России сейчас насчитывается более трех с половиной сотен авиакомпаний, и лишь десяток из них имеет реальные средства, которые они могут вкладывать в повышение безопасности своих перелетов", - говорит Елена Сахнова.

Действительно, большинство авиакомпаний страны находятся в очень сложном финансовом положении, многие из них убыточны и "сидят" на дотировании органов власти. В такой ситуации неизбежен риск "левых" приработков, когда речь уже не идет о соблюдении правил безопасности полетов. "Мы гораздо чаще слышим о различных происшествиях в каких-то крупных авиакомпаниях, - говорит Елена Сахнова, - но это совсем не означает, что аварийность там больше, чем в мелких. Во-первых, сообщения о региональных авиакомпаниях часто вообще не попадают в прессу, и, во-вторых, если сравнить отношение общего числа аварий к количеству полетов, совершаемых мелкими компаниями, то этот показатель во много раз превысит показатели крупных".

Поэтому, по мнению экспертов, рассчитывать на то, то российские авиалинии станут в будущем более безопасными, не приходится. Если на данный момент количество молодых, плохо обученных пилотов уравновешивается специалистами, которые прошли качественную "советскую" школу, то через пять-шесть лет, ветераны начнут массово выходить на пенсию, и российская авиация может остаться без опытных летчиков. Обновление парка машин и улучшение технического оснащение наземных служб - это задача, посильная только для авиационный гигантов. "У крупных авиакомпаний, - говорит Елена Сахнова, - проблем с безопасностью сейчас почти нет, они имеют возможность тратить деньги на обучение персонала и обновление парка своих машин. Остальные же будут покупать дешевую устаревшую технику и нанимать низко квалифицированных дармовых работников".

Кроме того, наличие большого числа мелких авиаперевозчиков ослабляет финансовую мощь крупных авиаперевозчиков, так как не только отбирает у них часть клиентов, но и демпингует цены на перелеты. Поэтому, как считают аналитики, если правительство не предпримет какие-либо решительные меры в отношении российского авиационного рынка, ситуация с каждый годом будет становиться только хуже. "Парк нашей техники стареет, и соответственно вероятность аварий будет расти, - говорит Елена Сахнова, - я считаю, что необходимо принять жесткий закон, ограничивающий возможность прихода на рынок авиации случайных компаний. Пока властные структуры будут идти на поводу у региональных властей, которые, естественно, лоббируют интересы своих местных авиакомпаний, самолеты будут падать. Авиация - это не тот бизнес, где можно рассчитывать на "авось". Конечно, сделать точный прогноз количества аварий на следующий год, не возьмется ни один эксперт - данный показатель зависит от большого числа, порой, случайных факторов. Но общее мнение сводится к тому, что пока проблема российской авиации не "поднимется" на федеральный уровень, вряд ли можно ожидать серьезных улучшений. "Главное, - резюмирует Анатолий Пантелеев вице-президент партнерства "Безопасность полетов", - чтобы вопросами безопасности полетов занимались первые лица федеральных органов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка