ТАСС
31 мая 2017, 11:30
Летчик-испытатель: МС-21 унаследовал "интеллект" и надежность самолета Як-130
Новый российский пассажирский самолет МС-21-300 28 мая впервые поднялся в воздух с аэродрома Иркутского авиазавода
- Какие параметры нового самолета оценивались в ходе первого полета?
- Обычно первый полет выполняется без изменения взлетно-посадочной конфигурации, то есть самолет не убирает шасси и закрылки, все стабилизировано. Это типовое ограничение на все воздушные суда, первый раз поднимающиеся в небо. Именно поэтому диапазон высот и скоростей в первом полете значительно сокращается. Скорости у нас были ограничены из-за выпущенных шасси - разгонялись до 340 км/ч. Высоко тоже не надо было забираться, летали практически до 2 тысяч метров. Высота была нужна, чтобы посмотреть, как самолет ее набирает, как снижается.
Смотрели также характеристики управляемости самолета - как он реагирует на ручку. Отклоняли немного, не на полную амплитуду, смотрели, как слушается. В данном случае могу только порадоваться за машину - у нее очень хорошие характеристики управляемости.
Дальше мы проверяли работоспособность гидросистемы, энергоснабжения, насосы, генераторы, работу системы кондиционирования, электрических систем. Курсовертикаль - тот агрегат, который дает нам информацию о крене самолета, его тангаже, курсе. Проверили радиосвязь, параметры силовой установки - обороты, температуру, характеристику масляной системы. Оценили информационно-управляющее поле кабины, насколько легко летчику в нем ориентироваться во время полета.
Если все будет нормально и не будет серьезных доработок, то в ближайшее время, думаю, через неделю, мы продолжим испытания и сделаем второй полет, в котором сможем убрать шасси и закрылки и сможем выйти на другие высоты и скорости.
- Максимальную скорость и высоту тоже будете проверять?
- Конечно. Здесь можно смело говорить, что характеристики, диапазон скоростей и высот МС-21 такой же, как у его конкурентов - Airbus и Boeing. Они продиктованы самой коммерческой деятельностью самолета - это высоты до 12 км, скорость до 0,85 маха (910 км/ч), вес 75-77 тонн, дальность до 5 тысяч км. Такие параметры характерны для всех коммерческих самолетов подобного класса.
- Как себя вел МС-21 - хорошо ли вас слушался?
- Изумительно! Управление настолько комфортно, что к нему не нужно привыкать.
- Роман Петрович, волновались перед полетом?
- До того, как садишься в самолет, волнение, конечно, есть. Надо продумать всю последовательность своих действий. А когда я сажусь и начинаю работу, тут же забываю про то, что мне страшно, что я волнуюсь. Просто делаю, и все.
- Этот самолет содержит в себе фирменные черты яковлевских самолетов, традиции и стиль ОКБ Яковлева?
- На гражданских самолетах Яковлева я до этих пор испытаний не проводил. В то время, когда их поднимали в воздух, летал на микояновских истребителях (самолеты семейства МиГ. - Прим. ТАСС). Про преемственность могу сказать только одно: система управления, которая стоит на учебно-боевом самолете Як-130 и делает этот самолет супербезопасным, и в МС-21 применяется. Этот "интеллект", эти наработки, которые мы сделали в ходе испытаний Як-130, очень комфортные, очень здорово такой системой управлять. И, естественно, она обладает высочайшей степенью безопасности.
- Получается, что большой гражданский самолет взял от своего боевого "младшего брата" часть самого лучшего?
- Да, это так. Можно сказать, МС-21 "впитал" в себя все лучшие наработки ОКБ Яковлева именно по этой части.
- В первом полете МС-21 был не один, а как раз в сопровождении Як-130. Это было сделано для съемки или еще по какой-то причине?
- В первом полете существует вероятность того, что определение параметров высоты и скорости нового воздушного судна будет не совсем корректным. Мы же не знаем, как идет обтекание датчиков в условиях реального полета, правильно ли они функционируют. Это для всех самолетов характерно. И сами испытания мы начинаем с того, что корректируем правильность показаний, потому что нам необходимо привести характеристики в соответствие с правильными показаниями высоты и скорости, температуры и всего остального.
Поэтому самолет сопровождения мы поднимаем, чтобы посмотреть соответствие с его скоростью и высотой. Кроме того, МС-21 впервые разогнался до такой скорости, первый раз ушел в воздух. Конечно, желательно, чтобы сопровождение посмотрело, как, например, ведут себя колеса самолета, его шасси, не отлетели какие-нибудь лючки. Одно дело - наземные испытания, и совсем другое - полет.
- МС-21 сопровождался в первом полете одним самолетом или все-таки двумя?
- Як-130 было два. Один был "прилеплен" к нам, для того чтобы выполнять работу, о которой я уже сказал, а второй подстраховывал на всякий случай. Параллельно на него возложили задачу воздушной съемки. Первый "Як" пилотировал летчик-испытатель ОКБ Яковлева Василий Севастьянов, второй - Максим Конюшин.
- Сколько еще примерно продлятся испытания МС-21?
- Программа очень обширная. Мы сейчас говорим о программе заводских испытаний, затем будут проводиться сертификационные. Это достаточно большой объем, но его можно будет проводить параллельно с серийным производством самолетов.
Например, если необходимо сертифицировать МС-21 на полеты в высокогорье, необязательно делать это в ближайшее время. То же самое - сертификация для жаркого климата. Весь блок специфических испытаний можно будет сделать попозже, а основополагающие испытания (устойчивость, управляемость, аэродинамика) идут уже сейчас. Мы будем проводить их в этом и в следующем году.
- Почему столько времени прошло между выкаткой самолета и его первым полетом?
- Летным испытаниям предшествуют наземные, они тоже есть в программе сертификации. На самолет устанавливают испытательное оборудование, проверяют все цепи, взаимовлияние всех систем. Чем более высокотехнологичная машина, тем дольше и спокойнее ее необходимо испытывать. Самое главное - все параметры должны быть записаны на контрольно-записывающую аппаратуру, которая не штатная, а специальная испытательная.
До того как самолет полетит, отрабатывают системы, которые предшествуют запуску двигателей, потом сам запуск, потом постепенно увеличивают режим работы двигателя и так далее. Это ломать быстро, а выпустить в небо новую машину - долгая и кропотливая работа...
- Может быть, вы с Олегом Кононенко (летчик-испытатель ОКБ Яковлева, командир МС-21. - Прим. ТАСС) уже дали имя новому самолету?
- В общем-то пока не сложилось у нас мнения о том, как эту "ласточку" называть. Мы хотели, чтобы его имя и бортовой номер были особенными, перекликались с чем-нибудь, но департамент промышленности без всякой романтики дал нам какой-то бортовой номер, который я до сих пор запомнить не могу. Так что пока мы ему имя не придумали....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 3, 2024
Авиация - дело смелых: как техник Московского авиационного центра нашла свое призвание
Декабрь 3, 2024
ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" в Барановичах берет новую высоту
Декабрь 3, 2024
Авиация стала ближе для сахалинских школьников
Декабрь 3, 2024
Сейчас авиакомпания "Россия" выполняет 4 рейса из Магадана в Москву в неделю