РБК
15 июня 2017, 13:28
Глава аэропорта "Рощино" - РБК Тюмень: "Акционеры готовы к расширению"
Как "Рощино" изменится в будущем и какие рейсы могут появиться совсем скоро, в интервью РБК Тюмень рассказал генеральный директор АО "Аэропорт Рощино" Игорь Лужбин
- Игорь Сергеевич, 2016 год компания "Аэропорт Рощино" закончила с хорошими финансовыми показателями. Рост чистой прибыли на 182%, выручки - на 22,6%. Как этого удалось достичь?
- Если вы помните, в 2015 году всю авиационную отрасль колотило. Компания "Трансаэро" ушла с рынка, была сложная ситуация с "ЮТэйр", рост цен, валютные колебания, закрытие турецкого направления. Все это влияло на платежеспособность населения, а значит на пассажиропоток. То есть база 2015 года была очень низкой. В прошлом году ситуация понемногу стала меняться. Благодаря правительству области в 2016 году нам удалось запустить целый ряд маршрутов на региональных направлениях, мы увеличили частоты на север Тюменской области (Новый Уренгой, Салехард). Кроме этого, нам удалось защитить повышение регулируемых тарифов в ФАС.
- Речь идет о тарифах на перевозку?
- У нас есть пять регулируемых тарифов. Пользование аэровокзалом, взлет-посадка, авиационная безопасность и так далее. По перечисленным пунктам удалось защитить повышение на 15%.
- Какие планы по увеличению пассажиропотока?
- Перед нами стоит задача сделать максимально приемлемые перелеты, увеличить пассажиропоток, сделать "Рощино" региональным хабом. В прошлом году мы перевезли чуть больше 1,5 млн людей. Но это большой прирост по сравнению с предыдущими годами. В 2017 году по пассажиропотоку планируем прирасти на 15-18%. На начало июня мы идем с превышением показателей на 27%.
- А за счет чего этого удалось добиться?
- Во-первых, открылись рейсы в Турцию, самолеты летают практически ежедневно. Во-вторых, московское направление дает где-то порядка 9-10%. Из Тюмени в Москву ежедневно летают 11 рейсов, и они хорошо заполняются. Плюс ежедневные полеты в Новосибирск. Прирост наблюдаем и по трансферным потокам. В частности, за первые пять месяцев 2016 года трансферных пассажиров было чуть больше 2 тыс. человек, в текущем году - уже около 5 тысяч. Сегодня неплохой трафик идет с северных регионов Тюменской области (+6,5%), Санкт Петербурга (+9,7%), южных направлений (+26%).
- Игорь Сергеевич, вернемся к финансовым показателям. Что ожидаете от текущего года?
- Думаю, что показатели будут выше и по чистой прибыли, и по выручке. Также мы очень скрупулезно относимся к расходам. В парке у меня порядка 250 автомобилей, на все делали страховки, техобслуживание, техосмотры. Это огромные деньги. Я предложил разделить парк: есть часть автомобилей, которая необходима для выполнения суточного плана, есть резерв, а есть третья колонна, которую мы поставили и забыли. Содержание сократилось ощутимо. Вывели на аутсорсинг непрофильные виды бизнеса. Например, траты на клиниг удалось снизить в три раза.
- Что еще "Новапорт" изменил в работе тюменского аэровокзала?
- Под управлением компании находится порядка 13 аэропортов. Есть старый портфель (например, порт Новосибирска), а есть новый (Калининград, Минводы). В старых - уже понятна структура, обязанности, пройден путь внедрения необходимых технологий. Все эти наработки мы переносим в новые активы.
Приступив к операционной деятельности в "Рощино", мы оптимизировали процессы. Допустим, сейчас пассажиров воздушных судов (типа ATR) встречают только водители автобусов. Из этого звена исключены девушки-агенты, потому что они должны работать в аэровокзале, а не ездить сопровождающими. Или ранее подгон-отгон телетрапов осуществляли четыре человека, на сегодняшний день с этой работай справляются двое. Работаем над качеством обслуживания пассажиров. В частности, подчиненные сейчас проходят обучение, как выходить из кризисных и стрессовых ситуаций.
Мне очень понравились слова замминистра транспорта РФ Валерия Окулова на одном из транспортных форумов, что, если численность сотрудников аэропорта достигает тысячи человек, а порт перевозит одну тысячу граждан, то это не бизнес, а собес.
Поэтому все говорят о повышении производительности труда. Мы к этому стремимся: убирая лишние звенья, увеличивая нагрузку, добавляя заработную плату.
- Кстати, про оптимизацию штатной численности. По итогам 2016 года компанию покинули 337 человек (большая часть - административно-управленческие кадры). Увольнения в текущем году будут?
- Сейчас у нас работает около 1,1 тыс. человек. Это оптимально с учетом той производственной программы, которую мы планируем на 2017 год.
- Сколько новые акционеры инвестировали в тюменскую гавань? На что пошли средства?
- Пока вложения не такие большие. В прошлом году инвестиции составили порядка 20 млн рублей. Купили новую перронную технику, багажные тележки, сделали объединенную зону досмотра, переделали бизнес-зал.
Сейчас мы разрабатываем большой проект перепланировки гавани, которая будет более эффективной с точки зрения обслуживания.
- Но ведь комплекс совсем недавно сдали в эксплуатацию.
- Мы не стоим на месте. Данный проект 2010 года. Технология обслуживания пассажиров давно поменялась. В аэропорту много помещений, которые нужно отдать пассажирам, расширить залы, зону выдачи багажа. Будем переделывать международный сектор.
- Проект рассчитан на текущий год?
- Следующий. Инвестиции составят порядка 300 млн рублей.
- По данным РБК Тюмень, велись переговоры с сетью отелей AZIMUT о строительстве гостиницы возле аэропорта. Так ли это?
- На сегодня мы привлекли консультанта по проекту - американскую компанию Cushman & Wakefield. У них большой опыт в гостиничном бизнесе. Они помогают составить техническое задание на гостиницу, выбрать оператора. Вы правы, мы вели переговоры с международной сетью отелей AZIMUT. Было принято решение, что будем с ними работать. Но это не окончательно.
Могу сказать, что это будет гостиница среднего ценового сегмента на 150 номеров, построенная с нуля. Мы уже определились с участком, на котором будет вестись стройка. Правда, земля находится в федеральной собственности, сейчас ведем переговоры с Росимуществом. Работы могут начаться уже во второй половине 2018 года, к 2021 году, как раз к Чемпионату мира по биатлону в Тюмени, гостиница начнет работать.
- Глава Тюменской области Владимир Якушев говорил, что аэропорт "Рощино" должен стать региональным хабом. Как вы будете этого добиваться?
- Мы планомерно идем к поставленной задаче стать региональным хабом. Но работы еще много. Как я уже говорил, есть двукратный прирост по трансфертным пассажирам, а это значит что граждане начинают пользоваться "Рощино" как пересадочным узловым центром. И эта программа постепенно набирает обороты. Хорошие стыковки между рейсами, приемлемые сквозные тарифы и удобные трансферные зоны для пассажиров, я уверен, дадут результат.
- Неоднократно эксперты говорили, "чтобы в Тюмень пришли пассажиры, нужно открыть удачный рейс в один из азиатских хабов (Дубай или Стамбул) и в один из европейских (Мюнхен, Франкфурт или Прагу)". Как продвигаются переговоры с игроками рынка по этому вопросу?
- В Стамбул уже есть регулярный рейс. В Тюмень пришел перевозчик Atlas Global. На первом рейсе полетели более 50 человек. Причем десять из них отправились трансфером через Стамбул в Париж или Анталию. Для первого регулярного рейса это хорошие показатели.
- На каких условиях удалось договориться с авиакомпанией?
- Мы договорились по скидкам согласно нашему действующему прейскуранту. Будем нарабатывать данное направление. Сегодня для них мы сделали самый маленький разворот международного рейса - 1 час 10 минут (обычно 2,5 часа). За это время самолет полностью готов к вылету обратно.
- Есть перспектива сделать рейс ежедневным?
- С учетом приемлемых цен, регулярности, думаю, да. С данным рейсом мы открываем ворота в Европу. Из Стамбула можно улететь куда угодно - в Ганновер, Дюссельдорф, тот же Мюнхен.
- Какие новые международные направления могут появиться?
- Занимаемся увеличением частот и емкостей на существующих направлениях дальнего и ближнего зарубежья. Дополнительно прорабатываем Казахстан и Китай.
- Совладелец аэропортового холдинга "Новапорт" Роман Троценко, открывая обновленный "Рощино", не исключил, что будет построен второй терминал аэропорта рядом с существующим. Насколько эти планы реальны?
- На сегодня площадь аэровокзала - 27 тыс. квадратных метров. Этого нам хватит на 2,5-3 млн пассажиров в год, то есть ориентировочно до 2022 года. Будем смотреть и отслеживать трафик, когда почувствуем, что нагрузка на вокзал пиковая, будем расширяться. Правда, если трафик будет расти в таком темпе, как сейчас, то придется уже к 2020 году строить. Акционеры к этому готовы....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции