ЦЭРС
19 июня 2017, 11:11
Мозги и таланты: используем по назначению
Модернизированные производственные мощности, "раскрученные" мозги и таланты нужно использовать не только в оборонке, но и в гражданском производстве, подчеркнул Дмитрий Рогозин на военно-промышленной конференции в Санкт-Петербурге
Санкции - на пользу?
Во время "Прямой линии" 15 июня Владимира Путина спросили, как отражаются на нашей стране антироссийские санкции со стороны Европы и США. Президент ответил, что искусственные ограничения ни к чему хорошему не приводят: экономика должна развиваться по своим естественным законам. Однако Россия смогла обратить ситуацию, в которой оказалась, в свою пользу.
"Мы вынуждены были включить мозги, таланты, сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях, а не только пользоваться нефте- и газодолларами", - объяснил Владимир Путин. Это привело к тому, что в России стало расти производство, причем в сложных, наукоемких отраслях - фармацевтике, тяжелом машиностроении, авиастроении, радиоэлектронике и других. Значительный рост идет и в сельском хозяйстве. Многими продуктами страна не только обеспечивает себя, но и экспортирует их в значительных объемах. Производство овощей и плодов растет такими темпами, каких не было даже в Советском Союзе.
Но бесконечно ограничивать присутствие импортных товаров на внутреннем рынке Россия не собирается. За те несколько лет, которые Россия провела и проводит в режиме санкций, отечественные производители должны укрепить свою конкурентоспособность. Тогда после отмены санкций они смогут без проблем конкурировать с зарубежными производителями за счет преимущества в логистике.
Импортозамещение в ОПК: все по плану
Одной из отраслей, которая столкнулась с задачами импортозамещения в первую очередь, стал оборонно-промышленный комплекс. Страна осознала, что все ключевые компоненты нужно производить у себя. Особенно это коснулось номенклатуры, которая поставлялась с Украины и из стран НАТО.
Как сообщил на днях заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев, "почти вся" номенклатура продукции военного назначения, которую Россия покупала у Украины, заменена на отечественные аналоги. Что касается продукции НАТО, то тут дела, по словам Бочкарева, "обстоят сложнее", особенно в части электронно-компонентной базы. Однако и в этой сфере в России есть "грамотные инженерные решения".
Словом, вооружение российской армии за последние несколько лет изменилось качественно. Участие российских войск в военной операции в Сирии показало, что российское оружие способно решать сложнейшие боевые задачи. Плюс к этому испытания в режиме реальных военных условий и введение необходимых корректив "на месте" позволили дополнительно усовершенствовать боевые образцы.
Но перевооружение армии и флота не закончилось. Как известно, сейчас заканчивается подготовка госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы. Как отметил Олег Бочкарев, до 2025 года ОПК "будет очень серьезно загружен задачами разработки, создания и поставки новых вооружений и военной техники". Однако одновременно с задачами по исполнению гособронзаказа предприятиям ОПК предстоит заниматься и производством гражданской продукции. Руководство страны и отрасли многократно подчеркивало, что диверсификация ОПК не будет иметь ничего общего с конверсией 1990-х годов: потенциал предприятий, мощности, кадры, технологии - все это будет использовано в полной мере.
Арктика: это наша территория!
Один из удачных примеров такого грамотного использования мощностей - Балтийский завод в Санкт-Петербурге (входит в ОСК). Это предприятие едва не погибло в постперестроечные годы. Дело в том, что завод находится в центре города - на Васильевском острове. Частным владельцам важна была только земля, и на территории завода вполне мог появиться торгово-развлекательный центр или элитное жилье. Однако благодаря своевременному вмешательству государства предприятие удалось отстоять. Теперь на Балтийском заводе строится крупнейший в мире 60-мегаваттный атомный ледокол "Арктика", запланировано производство еще двух таких судов и 120-мегаваттного ледокола "Лидер". "Работы хватит! Уверен, что коллектив не только сохранится, а будет развиваться", - пообещал рабочим завода Владимир Путин во время "Прямой линии".
Президент довольно долго говорил о том, насколько важным для России становится освоение арктического региона. Это важно и с точки зрения безопасности нашей страны, и с экономической точки зрения. Арктика - это Северный морской путь и добыча углеводородов. Владимир Путин заметил, что к 2050 году почти треть всех углеводородов будет добываться именно в Арктике, не случайно "НОВАТЭК" сейчас строит в арктической зоне целый город, включая порт и аэродром.
"Это наша территория! - подчеркнул глава государства. - Мы не занимались этим не потому, что это было не важно, а потому, что не могли, бросили это, как, к сожалению, очень многое жизненно важное для нашей страны. Теперь мы к этому вернулись, надеюсь, навсегда".
По всей видимости, президентское "не могли" относится не только к средствам, но и к технологиям. Как только в недрах ОПК созрели новые прорывные технологии, появились новые масштабные задачи, при решении которых эти технологии могут быть востребованы.
Важно, что государство, привлекая частные инвестиции в подобные проекты и направляя бюджетные средства, не забывает о своей координирующей роли. К примеру, на прошедшем 14 июня заседании государственной комиссии по вопросам развития Арктики вице-премьер Дмитрий Рогозин призвал увязывать инвестиционные проекты между собой, чтобы обеспечить эффективное расходование средств и достичь мультипликативного эффекта. Развитие транспортной инфраструктуры поможет использовать недоступные ранее месторождения, а решение социальных задач поспособствует закреплению на Севере квалифицированных специалистов. По мнению Рогозина, в арктических опорных зонах нужно строить не только заводы, но и школы, детские сады, "создавать инфраструктуру с человеческим подходом, чтобы люди пустили корни". Важно отметить, что все проекты - и государственные, и партнерские - будут реализовываться по принципу универсальных решений. Дмитрий Рогозин пообещал "порушить все феодальное", чтобы "создать централизованный подход для обеспечения всего необходимого для бесперебойной работы".
Гражданский авиапром: активность по всем фронтам
Еще одна задача, требующая системного подхода и одновременных действий во многих направлениях, - это обеспечение транспортной доступности всех районов и регионов России, сохранение целостности и единства нашей большой территории.
Как отметил в ходе "Прямой линии" Владимир Путин, задача решается сразу по трем направлениям: строятся или восстанавливаются аэропорты, создаются компании-перевозчики, разрабатывается и производится соответствующая авиатехника. Есть регионы и направления, где без государственных дотаций не обойтись: например, в Восточной Сибири или на Дальнем Востоке расстояния очень большие, а населения немного, поэтому крупные лайнеры загрузить полностью невозможно. Но есть и решаемые задачи: между небольшими городами на небольшие расстояния будут летать маленькие самолеты различных типов.
"К сожалению, в правительстве не нашлось денег, я еще попеняю им на это, чтобы выделить соответствующие средства на развитие этой очень важной для нас техники, имея в виду огромную нашу территорию", - сказал во время "Прямой линии" Владимир Путин о производстве самолета Ил-114 (среднемагистральный турбовинтовой самолет - profiok.com).
Успел президент "попенять" или только собирается, мы не знаем. Однако известно, что по результатам недавнего заседания в Ульяновске, посвященного развитию авиапрома, правительством уже дан различным ведомствам целый ряд поручений с довольно строгими сроками (резолюция №ДМ-П7-32пр от 07.06.2017). Для стимулирования спроса на отечественную авиатехнику Минпромторгу, Росавиации, Минтрансу и ОАК совместно с "Аэрофлотом" поручено к августу 2017 года разработать и утвердить комплекс мер, которые повысят показатели налета и исправности самолета SSJ-100 до мирового уровня. Более того, показатели, связанные с исправностью отечественных воздушных судов и эффективность их коммерческой эксплуатации, отныне будут включены в госпрограмму "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Соответствующие предложения Минпромторг подготовит к октябрю текущего года. Параллельно Минпромтог, Минтранс, Росавиация и Ростех займутся оцифровкой документации и инструкций, которые необходимы для технического обслуживания и ремонта воздушных судов и их узлов. Доложить о результатах поручено в ноябре 2017 года. До конца лета Минфину и Минтрансу поручено изучить целесообразность снижения ставки НДС на услуги по внутренним воздушным перевозкам.
Сразу несколько поручений связано с новым российским самолетом - среднемагистральным МС-21, который, по оценкам ОАК, способен составить серьезную конкуренцию самолетам Boeing и Airbus. Напомним, что основная особенность лайнера - облегченное крыло, в составе которого много композитных материалов. 28 мая 2017 год самолет был впервые поднят в воздух, после этого состоялось еще несколько летных испытаний, все они проходят штатно. Двигатель российского производства ПД-14, которым планируется оснащать самолет, должен пройти сертификацию до сентября текущего года (на экземпляре, который проходит летные испытания, пока стоит американский двигатель Pratt & Whitney). Также до сентября Минпромторгу при участии других ведомств поручено разработать предложения по применению в реализации самолетов МС-21 системы trade-in (возможность приобретения МС-21 взамен другого самолета, бывшего в эксплуатации, с учетом его стоимости - profiok.com). Помимо этого, до 1 августа Минпромторгу, Минфину и ОАК поручено представить совместные предложения по финансированию производства МС-21 в 2018-2020 годах.
Диверсификация: использовать мозги и таланты
Даже если не брать во внимание санкционный режим, стоит производить высокотехнологичную продукцию внутри страны - тем более там, где для этого есть все возможности. Например, на долю предприятий ОПК приходится менее шести процентов машиностроительной продукции, которую закупают организации ТЭК. По мнению Дмитрия Рогозина, эта доля крайне мала и должна быть существенно увеличена. "Зачем выводить валюту из страны, тратить ее на поддержку экономик тех стран, которые пытаются сделать все, чтобы жизнь наших людей стала хуже? Давайте разворачиваться друг к другу", - обратился вице-премьер к представителям топливно-энергетического комплекса России.
16 июня в Санкт-Петербурге прошла Военно-промышленная конференция, посвященная диверсификации ОПК в интересах ТЭК. Открывая мероприятие, вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавляющий коллегию Военно-промышленной комиссии, подчеркнул, что вовремя начатая программа перевооружения армии и флота дала возможность отечественной промышленности развиваться в условиях санкций. При этом руководители ОПК не стали заменять импортные аналоги "быстро и на коленке", а подошли к вопросу фундаментально, предложив не просто аналоги, а продукцию, которая будет конкурентоспособной и в будущем. С момента введения антироссийских санкций прошло всего три года, но за это время российская промышленность смогла доказать, что способна выпускать продукцию, которая не уступает по качеству зарубежным аналогам.
Теперь же, когда основные задачи импортозамещения в оборонной промышленности практически выполнены или находятся в процессе выполнения, выяснилось, что возможности ОПК можно использовать в гражданских целях.
"Нам понравилось делать все своими руками для своей страны, - подчеркнул Дмитрий Рогозин. - Раскрученные мощности, и самое главное - раскрученные мозги и таланты можно применять не только для военного дела, но и для гражданского производства".
Комментарий profiok.com
"Это лето для российских предприятий, похоже, будет жарким, причем независимо от погоды за окном или климатических поясов, - комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. - Новые задачи диктуют новые требования, в том числе к руководителям предприятий ОПК. Сегодня уже мало решить задачу качественно и в срок, нужно понимать, как она "встраивается" в матрицу других задач, стоящих перед страной, уметь вписывать решение в заданную себестоимость, постоянно думать об эффективности работы. Президент ОСК Алексей Рахманов недавно говорил в интервью нашему порталу, что ответы на современные вызовы требуют от оборонщиков совершенно новой логики и ментальности. К сожалению, времени на раскачку совсем нет, и все эти новые качества и компетенции руководителям предприятий ОПК придется приобретать прямо на ходу".
Отрадно, что предприятия - партнеры ЦЭРС понимают: мозги и таланты, даже если они есть, представляют собой ресурс, который нужно постоянно пополнять. Отсюда внимание компаний к формированию кадровых резервов, отсюда же - желание привлечь на предприятия способную и активную молодежь. К примеру, недавно школьники, ставшие победителями инженерной олимпиады "Звезда", посетили знаменитый "Ил" - Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина. Как считает первый вице-президент СоюзМаш Владимир Гутенев, знакомство с предприятием поможет молодым людям оценить потенциал отечественного авиапрома, посмотреть, как работают профессионалы, проникнуться духом сопричастности к большому делу, которым они заняты. Возможно, именно эта экскурсия на "Ил" станет для кого-то из ребят окончательным аргументом в пользу выбора профессии, связанной с авиационной промышленностью. В этом случае выиграют все: молодые люди найдут дело, которым смогут гордиться, а российская промышленность получит те самые "мозги и таланты", без которых невозможно двигаться вперед....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 10, 2025
Аэрофлот бесплатно перевезет снаряжение для лыжных и водных видов спорта
Ноябрь 10, 2025
Аэрофлот перевез двух амурских тигриц с Дальнего Востока в Москву
Ноябрь 10, 2025
Могут ли аэростаты с сетками-ловушками заменить традиционные средства ПВО
Ноябрь 10, 2025
10 проектов школьников прошли в финал конкурса МАИ и СоюзМаш "Я - конструктор будущего"
