Российская газета
17 июля 2017, 19:06
Самолеты сами не летают
Почему авиаинженеров, как и пилотов, учат владеть английским языком на 4-м уровне ИКАО? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) профессором Борисом Елисеевым
Борис Петрович, по прогнозам, в ближайшие двадцать лет России потребуется около 30 тысяч авиационных инженеров и техников. А сколько специалистов выпустил университет в этом году?
Борис Елисеев: Из стен МГТУ ГА с учетом филиалов вышли 2500 дипломированных инженеров, специалистов и техников. Трудоустройство по авиационным специальностям - более 90 процентов. Наши студенты "расхватываются" уже на 3-4-м курсах. Особенность подготовки авиаинженеров - в ее фундаментальности. Полученные знания позволяют выпускникам легко осваивать любой тип самолета.
Это касается и МС-21? И широкофюзеляжного самолета, который Россия будет делать вместе с Китаем?
Борис Елисеев: Безусловно. Все виды практик студенты проходят на своем будущем рабочем месте - в авиакомпании, аэропорту или авиаремонтном заводе. Кстати, львиную долю молодых специалистов "съедает" мощный Московский авиаузел. Например, практически весь выпуск Егорьевского колледжа имени В.П.Чкалова уходит работать в аэропорт Домодедово, с которым наш вуз работает по программе "Приток". Только там ежегодная потребность в кадрах -тысяча человек! Но мы готовим специалистов и для Камчатки, Магадана, Якутии, Прибайкалья, юга России.
Но инженеры-эксплуатационники по-прежнему в дефиците?
Борис Елисеев: Да, этих специалистов нужно больше. И здесь мы нашли понимание и поддержку в министерстве образования и науки. Так, в 2017 году количество бюджетных мест у нас выросло сразу на 30 процентов, а в 2018-м увеличится еще на 50. Престиж инженерного образования растет. Мы это видим по конкурсу: в среднем - почти 9 человек по программам высшего образования, 4 - по программам среднего. И что важно - приходят очень сильные ребята, с хорошим баллом ЕГЭ. Наши выпускники обеспечивают технологическую безопасность полетов. Именно в ангарах, на перроне закладывается то, что называется безопасностью полетов.
В ангарах, на перроне закладывается то, что называется безопасностью полетов.
Почти 80 процентов авиакатастроф происходит из-за "человеческого фактора". Из них 7 процентов - из-за недостатков технического обслуживания. Вы проводите "разборы полетов" со студентами?
Борис Елисеев: Безусловно. На занятиях изучаются все материалы расследований, полученные из Межгосударственного авиационного комитета, часть студентов там проходит практику. Изучаются приказы Росавиации, другие документы с анализом таких событий. В большинстве дипломных проектов студентов есть специальные разделы, посвященные безопасности полетов. В университете работает Центр транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта. Кроме того, есть специализированная кафедра безопасности полетов и жизнедеятельности, а в нашем Центре переподготовки кадров - курсы расследования и предотвращения авиационных происшествий и инцидентов. Мы разрабатываем программы по вопросам управления уровнем безопасности полетов. И свыше 50 магистерских и аспирантских работ, которые имеют большое практическое значение, выполняются как раз в рамках этого научного направления. На основе новейших информационных технологий вуз разработал уникальную систему - так называемую "комбинированную реальность". Есть возможность моделировать абсолютно любые ситуации на земле и в воздухе. Включая аварийные. Эта разработка защищена патентом.
Сейчас авиапарк России состоит в основном из "иномарок". В соответствии с требованиями ИКАО пилоты должны владеть английским языком не ниже 4-го уровня. А технари?
Борис Елисеев: Инженер должен разбираться в эксплуатационной документации на языке разработчика воздушного судна. В учебный процесс введены тренажеры самолетов Boing и Airbus, и занятия на них - только на английском языке. Также на английском обучаются фразеологии радиообмена будущие авиадиспетчеры.
Диплом вуза признается за рубежом?
Борис Елисеев: Да, вуз внесен в реестр ИКАО и диплом признается всеми международными авиационными организациями. В документах ИКАО записано, что список учебных заведений - важный элемент программы TRAINAIR PLUS. Он находится в режиме онлайн и подтверждается в зависимости от прохождения учебным заведением аттестационных процедур. Не случайно за последние годы у нас резко выросла численность студентов-иностранцев: если в 2008 году обучался 81 иностранец, то в 2017-м — 485.
Вообще требования к подготовке сегодня ужесточены. Скажем, система образования авиаспециалистов европейского уровня контролируется и сертифицируется SAA EASA - органом надзора по безопасности Европейской авиационной администрации. И учебному заведению, имеющему право на такие образовательные программы, присваивается статус соответствия PART-147.
Что нужно, чтобы на производство приходили специалисты, которым не нужна адаптация?
Борис Елисеев: Мы корректируем программы и планы по запросам работодателей. Активно вовлекаем студентов в научные исследования. В прошлом году вуз расширил бессрочную лицензию министерства промышленности и торговли на весь цикл работ по разработке, производству, испытаниям и ремонту авиатехники, в том числе двойного назначения. Университет фактически приобрел официальный статус конструкторского бюро. Подчеркну: в хорошем вузе большая часть "внебюджета" от приносящей доход деятельности приходится на НИР. У нас этот показатель превышает утвержденный норматив более чем в 2 раза.
Инженер должен разбираться в эксплуатационной документации на языке разработчика воздушного судна.
Под патронажем МГТУ ГА три инженерных класса в московских школах. Растите студентов?
Борис Елисеев: Растим будущих авиаинженеров, которые придут в профессию не случайно. В Шереметьево МГТУ ГА имеет собственный учебный авиапарк воздушных судов, уникальные ультрасовременные тренажеры. Все это - от самолетов с рабочими системами и двигателями до аэродинамической трубы - предоставлено в "распоряжение" гимназистов. Они имеют возможность все это "пощупать" и узнать ближе. Ведущие вузовские профессора и школьные педагоги выступают тут одной командой. Более того, мы провели недельный цикл семинаров для учителей-"предметников", чтобы познакомить их с конкретными "техническими приложениями" к школьной теории. Математика, физика, информатика преломлялись в аэродинамику и аэромеханику, радиолокацию и радионавигацию, криптографию... В цикл семинаров включается и такая составляющая, как "человек и техника" и "инженерный английский язык"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114