О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиацентр высокого полет

12 августа Воздушно-космические силы России отметят 105-летие. На праздничном параде в Москве свое мастерство продемонстрируют и летчики Липецкого авиацентра

12 августа Воздушно-космические силы России отметят 105-летие. На праздничном параде в Москве свое мастерство продемонстрируют и летчики Липецкого авиацентра. Почему без наших асов трудно представить не только воздушные показы, но и работу ведомства в целом, "Итогам недели" рассказали в Липецком авиацентре

Долгое время Липецкий авиацентр был известен миру прежде всего своей прославленной пилотажной группой. Особенность "Соколов России" в демонстрации не просто новой техники и ее возможностей, но и маневренных воздушных боев.

Впрочем, сами по себе даже сверхсовременные машины ничего не сделают. Историю нашего авиацентра писали люди: отважные, уникальные, до конца преданные своему делу… В Липецке начинал службу Михаил Водопьянов, учился Алексей Леонов, летали Валерий Чкалов и Герман Титов. Подвиг Леонтия Кривенкова и Сергея Шерстобитова, спасших город ценой собственных жизней, увековечен в памятнике на площади Авиаторов. Именем Суламбека Осканова, погибшего, но сумевшего предотвратить падение самолета на жилой поселок, названа одна из улиц в Липецке. А совсем недавно в нашем городе открылась новая школа, которой присвоено имя еще одного летчика-героя. Речь об Олеге Пешкове, погибшем при выполнении боевого задания в небе над Сирией. Только этих фактов достаточно, чтобы признать за Липецким авиацентром особый статус в Воздушно-космических силах России.

Однако не зря девиз авиацентра звучит так: "Учить воевать самолеты, пилотов учить побеждать". Основные задачи этого структурного подразделения ВКС - исследовательская и образовательная. Именно здесь проводят максимально эффективную адаптацию новых машин к боевому применению. Параллельно обучают и специалистов, которым предстоит летать на современных машинах, обслуживать их на земле, готовить к бое­вому применению. Правда, это направление работы носит не демонстрационный, а закрытый характер.

Не пролетают мимо

"В воздухе на обочину не съедешь", - любят повторять летчики. Поэтому каждый авиатор обязан практически в совершенстве знать и свой тип самолета, и его отличия, и конфигурацию, и возможности. Особенно, когда речь идет о новейших боевых машинах. И тут только лишь университетскими навыками не обойтись. Сложные электронные машины требуют от людей комплексной подготовки и системного образования. Все это предоставляют Центральные офицерские курсы Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний министерства обороны России.

- Каждый специалист летного и инженерно-технического состава, прежде чем приступить к эксплуатации новых и модернизированных образцов авиационной техники, должен пройти обучение на профильных курсах. То есть у нас, - отмечает Павел Пацевич, начальник Центральных офицерских курсов.

Так повелось с 1960 года. Тогда Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС перебазировался из Воронежа в Липецк. В это же время был создан учебный отдел, задача которого - переучивание летного состава на поступающую в строевые части новую авиационную технику. Еще год спустя здесь начинают подготовку специалистов радиотехнических систем посадки, командных пунктов и станций помех.

- Сегодня в Липецком авиацентре можно подготовиться по двадцати специальностям, - отмечает Павел Владимирович. - У нас изучают стоящие на вооружении самолеты Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-25, а также новые авиационные комплексы: Су-34, Су-30СМ, Су-35С, Су-27СМ3, МиГ-29СМТ, МиГ-31БМ, Як-130, что позволяет выполнять задачи по освоению данной техники на авиабазах всех военных округов. Повышение квалификации длится около двух месяцев. Разбираются как конструкции самолетов и двигателей, так и различные внештатные ситуации. Новое компьютерное обеспечение, автоматизированные рабочие места предоставляют возможность исследовать практически весь самолет на экране монитора. С помощью комплексных и процедурных тренажеров экипажи без расхода ресурса боевых машин в полном объеме отрабатывают все элементы подготовки, в том числе взлеты и посадки на различные аэродромы, полеты в простых и сложных метеоусловиях, а также применение авиационных средств поражения по различным целям.

К примеру, интерактивная система МиГ-29CМТ позволяет обеспечить подготовку летного и инженерно-технического состава, работающего на этом самолете, в соответствии с эксплуатационной документацией, а инженеров и техников обучить операциям технического обслуживания. С 2016 года у нас также развернуты комплексные тренажеры самолетов Су-30СМ и Су-34.

Как утверждают специалисты, ни один современный пилот мимо Липецкого авиацентра "пролететь" не может. Ни по техническим, ни по профессиональным причинам. Все сотрудники оперативно-тактической авиации стопроцентно оканчивают липецкую школу. Последние пять лет в списки учеников попали и представители инженерно-технического состава, которые готовят авиаторов к полету.

Прежде все они практиковались на промышленных предприятиях, а точнее - заводах-изготовителях. Однако в последние годы очень много новой техники поступило в войска, что потребовало более стройной системы подготовки специалистов. Липецку поручили эту задачу. Так Центр боевого применения и переучивания летного состава превратился в 4-й Государственный центр подготовки авиационного персонала. Список задач качественно и количественно вырос. Сегодня в нашей школе учатся и руководители полетов, и офицеры боевого управления.

Лекции, семинары, практические занятия, тренировочные полеты и экзамены - таков полный цикл программы переподготовки. Только в прошлом году его в Липецком авиацентре прошли более тысячи человек, а всего за почти шестидесятилетнюю историю уникальным структурным подразделением воспитано более шестидесяти тысяч специалистов. Из них одиннадцать летчиков-космонавтов СССР.

- В настоящее время все занятия прекращены, - рассказал Павел Владимирович. - Школа, как и полагается, закрыта на "каникулы". Но уже первого сентября за наши парты вновь сядут лейтенанты, капитаны, майоры…

Небо по-братски

Андрей Бородачев - недавний "выпускник" Центральных офицерских курсов Липецкого авиацентра. В 2016 году старший лейтенант прошел переучивание с Су-24 на Су-34.

- Решил пойти стезей "бомбера", - поясняет молодой человек. - Мне интересно работать "по земле". Самолет эти задачи хорошо решает.

Андрей не из приезжих, он действующий сотрудник Липецкого авиацентра. Можно сказать, потомственный авиатор. В Липецк пришел служить по примеру старшего брата капитана Игоря Бородачева, который с 2010 года здесь работает.

- Выбора нет, приходится поддерживать авторитет фамилии, - улыбается пилот. - У меня отец - в службе безопасности полетов в Москве. Он награжден орденом "За военные заслуги" и медалью Нестерова. Брат - неоднократный победитель Всероссийского конкурса "Авиадартс", в 2015 году стал чемпионом международного этапа соревнований. Кстати, сейчас вместе со своим ведущим Владимиром Громовым находится в Китае на состязаниях.

Впрочем, Андрей Бородачев тоже не "взлет-посадкой" занимается, он достойный продолжатель "дела" семьи. В свои двадцать семь лет освоил четыре вида самолетов, в 2015 году стал серебряным призером всероссийского этапа "Авиадартс", участвовал в воздушном параде Победы над Красной площадью. Говорит, тот полет посвятил своим прадедам - разведчику Алексею Середе и пехотинцу Елисею Ермакову, которые дошли да Берлина и вернулись домой живыми.

- С выбором профессии у меня колебаний не было, с детства знал, кем хочу стать, - рассказывает Андрей. - Правда, мама поначалу была против моей затеи. Говорила: "Три летчика для одной семьи - это перебор!" Но даже ей не удалось повлиять на мое решение.

У авиаторов есть старая шутка: "Сыну пилота надо сшить шапку с большим козырьком, чтобы он неба не видел". Мама Бородачевых не успела. Первым "расправил крылья" Игорь, поступив в 2005 году в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Серова. Через два года туда же пришел и Бородачев-младший. По-братски они поделили сначала профессию и учебное заведение, а потом и место службы. Оба окончили училище с красным дипломом. Оба имели право выбора и без сомнений остановились на Липецке.

- Липецкий авиацентр всегда высоко котировался среди выпускников летных училищ, - подчеркивает Андрей. - Вместе со мной сюда отправились еще восемь однокурсников. Многие из тех, кто приезжает переучиваться, нам завидуют. Ведь сегодня здесь собраны самые современные тренажеры, самолеты всех типов, стоящих на вооружении, профессионалы высочайшего уровня. О такой летной практике можно только мечтать. Но перевестись к нам не так-то просто. Отбирают только опытных, хорошо зарекомендовавших себя и готовых к самосовершенствованию специалистов.

Андрей признается, что пока только набирает свою профессиональную высоту. В его планах - поступление в Воронежскую военно-воздушную академию имени Николая Жуковского и Юрия Гагарина и, конечно, освоение новых самолетов. Он уже присматривается к Су-35 и знакомится с характеристиками российского Т-50, истребителя пятого поколения.

С неба - на праздник!

- Профессия летчика одновременно и романтическая, и приземленная, - отметил Юрий Сушков, начальник Липецкого авиацентра. - В ней в облаках летать можно только условно. Это дело, которое требует от человека полной самоотдачи, готовности всю жизнь учиться, расти над собой, кропотливо осваивать возможности новой техники и диапазоны ее применения. Но что может быть лучше, чем ежедневное завоевание новых высот?

- Сегодня авиация - основная ударная сила, которая во многом может определить исход боя, - продолжил Юрий Александрович. - Поэтому модернизации, созданию новых боевых машин и подбору летного персонала уделяется огромное внимание. 12 августа в День Воздушно-космических сил России в Москве в парке "Патриот" пройдет авиационный форум, на котором будет представлено рекордное количество летной техники: ретро-самолеты, учебные, вспомогательные и боевые машины, а также пилотажные группы. От Липецкого авиацентра выступят около сорока экипажей: "Соколы России", "Русские Витязи", "Стрижи", группы с дымами и флагом. А знаменитое тактическое крыло, так называемая "десятка" из истребителей и бомбардировщиков, откроет праздничный парад. Свою программу представят и находящиеся в подчинении части: Кубинка и Саваслейка. Через десять дней 22 августа откроется Всероссийский авиационный форум "Армия-2017". Так что и наши летчики, и пилотажные группы сегодня просто на разрыв.

- Однако крупномасштабные авиационные события пройдут не только в этом году, - подчеркнул начальник Липецкого авиацентра. - В 2018 году по предварительной договоренности с мэром Сергеем Ивановым в нашем городе состоится акция "Липецк крылатый". Готовится цикл мероприятий, рассказывающий об истории развития летного дела, пройдут встречи со школьниками и липчанами, кульминацией должен стать большой авиационный праздник с привлечением нескольких пилотажных групп.

В преддверии праздника хочу поздравить всех летчиков с профессиональным праздником. Большинство из вас встретят его в кабине самолета, но ведь для настоящего профессионала это и есть счастье. Также приношу слова благодарности техническому составу, ветеранам и всем сотрудникам ВКС. Хочу пожелать новых успехов в службе и самосовершенствования. Счастья вам и вашим близким, крепкого здоровья, благополучия, чистого неба и долгих лет профессиональной жизни!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Липецкая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка