Время МН
18 марта 2003, 11:29
Дума рвется в космос
Председатель комитета Андрей Николаев сказал мне, что эта система способна выводить на околоземную орбиту высотой до 200 км полезный груз весом до 10-11 тонн. А стоимость выводимого груза будет на порядки меньше, чем затраты на транспортировку килограмма груза ракетой "Союз" или "Протон". По расчетам конструкторов системы, доставка 1 кг обойдется в 450-500 долларов США. А сейчас это стоит более 20 тысяч долларов.
Кроме того, как считают специалисты, авиационно-космическому комплексу воздушного старта не нужны огромные и страшно дорогие в эксплуатации космодромы, вроде Байконура и Плесецка. Он сможет взлетать с любого аэродрома первого класса и садиться на взлетно-посадочную полосу длиной не менее 2500 метров с посадочной скоростью в 320 км/ч. А "холодный старт" избавляет их систему от риска взрыва или пожара. Не требуются орбитальному самолету и многокилометровые зоны отчуждения, которые тянутся от всех космодромов. У него нет ни дополнительных баков, ни двигателей первой и второй ступени, которые отваливаются от ракеты и падают на землю, отравляя зачастую почву и воду недогоревшим ракетным топливом.
Проект НПО "Молния" достаточно хорошо знаком специалистам. Он возник в то время, когда СССР пытался обогнать США в создании многоразовых кораблей типа "шаттл" и сделал свой "Буран", летающий в космос на ракете-носителе "Энергия". "Подвела" систему Лозино-Лозинского дешевизна - ее явное преимущество перед "Бураном". Даже сегодня создание такой системы может стоить не более 960 млн долларов. Не сравнить с теми многомиллиардными средствами, которые можно было освоить на связку "Буран" - "Энергия".
Помешало еще и то, что за спиной у Лозино-Лозинского не было таких авторитетов, как завод имени Хруничева, НПО "Энергия", и других гигантов советской космонавтики и ВПК.
К тому же "Буран" был очень похож на американский проект, чертежи которого лежали на столе у членов Политбюро ЦК КПСС. И это окончательно решило его судьбу. Сегодня, считают в комитете по обороне, настало время возродить проект Лозино-Лозинского. "Будущее российской космонавтики, - говорит Андрей Николаев, - принадлежит не ракетам, а многоразовым авиационно-космическим комплексам, более дешевым и более эффективным, чем "Буран" и шаттлы.
Я спросил генерала: не получится ли и сегодня так, что люди, кровно заинтересованные в увеличении затрат на российский космос и продолжение функционирования и Байконура, и Плесецка, а также производства "Союзов", "Протонов" и "Ангары", снова не зарубят проект НПО "Молния", как "бесперспективный и несерьезный"?
- Этого не произойдет, - ответил председатель комитета. - Во-первых, мы не предлагаем заменить своим проектом всю остальную космонавтику. А во-вторых, настало время считать деньги, сопрягать потребности и возможности. Если исходить не из местечкового эгоизма, а из государственных интересов, то у проекта НПО "Молния" большие перспективы.
А пока комитет по обороне просит президента дать правительству поручение о выделении 200 миллионов рублей на работы по предложенному проекту. Внести отдельную строку в бюджет-2003 на строительство многоразового авиационно-космического корабля комитет берет на себя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
