О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сочетать не сочетаемое - девиз выставки "Пассажир 2003"

Проблема обеспечения безопасности на транспорте - вопрос весьма емкий и сложный. Об этом не раз говорилось, и будет говориться на бесчисленных совещаниях, выступлениях и конференциях. Однако, как выясняется, одних слов мало, если только это не слова первых лиц государства. С бюрократическими проволочками борьба еще не окончена: "жизненный" путь любого документа, который в своем будущем должен будет определять и регулировать ту или иную сферу деятельности российских граждан, подчас сродни похождениям "очарованного" странника, столь тяжела и терниста его "жизнь". В конечном итоге, при прохождении через бюрократическую трясину чиновничьего аппарата документ вполне может потерять свою актуальность. Это, в свою очередь, продиктует необходимость разработки приложений и дополнений к нему, жизненный цикл которых подчас не меньше, чем собственно самого документа. Процесс этот бесконечный и называется законотворческой деятельностью.

Учитывая упомянутую выше сложность вопроса обеспечения безопасности, подчас кажется, что найти и выработать приемлемые решения в этой области просто невозможно. Ведь на сегодняшний день в этом направлении работает сразу несколько ведомств, скоординировать работу которых очень сложно. В основном это обусловлено тем, что обеспечение безопасности именно на транспорте не является приоритетной задачей ни одного из них. Появление новой структуры, которая взвалила бы на свои плечи столь тяжкую ношу, на сегодняшний день законодателями еще не рассматривалось. А, следовательно, приходится заниматься координацией совместной работы всех существующих ведомств и разработкой совместных решений в этой области.

Этим вопросам, во многом, была посвящена проходившая на днях в Москве специализированная выставка "Пассажир: транспорт, вокзальные комплексы, сфера услуг". Устроители выставки поставили перед собой задачу невыполнимую простым смертным, но достойную по размаху великим мира сего. В конце концов, зачастую совместить высокий уровень безопасности и высокий уровень комфорта для пассажиров - это то же самое, что сочетать не сочетаемое.

После не безызвестных событий 11 сентября 2001 года, уровень безопасности, особенно в авиационной отрасли, был поднят на экстремально высокий уровень. Прямо пропорционально этому произошло некоторое снижение уровня сервиса на борту большинства законопослушных авиаперевозчиков. Что касается пассажиров экономического класса, то их персон акция по противодействию бородатым борцам с неверными практически не коснулась. Пользователям же первого и бизнес классов пришлось во многом изменить собственным привычкам, взять хотя бы для примера пластиковую посуду, которая с некоторых пор - необходимый атрибут на борту воздушного судна, независимо от градации пассажирского салона на классы. Многочисленные проверки и усложнение процедур регистрации, досмотра багажа и пассажиров также не могли не сказаться на уровне сервиса, и, как бы ни старались перевозчики сгладить неприятные ощущения от этого, ожидание вылета и сам перелет теперь у многих сопровождаются неприятным осадком от предполетного досмотра. И, тем не менее, несмотря на все вышеперечисленное, устроители выставки постарались опровергнуть эту "подлую" закономерность. Сложно сказать, удалось им это или нет, судить не нам, а рядовым посетителям экспозиций и потенциальным пользователям представленной продукции. Однако поделиться впечатлениями об этом все же необходимо.

Начнем, пожалуй, с того, что авиационная тематика была представлена весьма скудно, что, согласитесь, странно. Особенно если учитывать тот факт, что статистика актов незаконного вмешательства в деятельность объектов именно этого сегмента рыка транспортных перевозок достаточно высока. Не хотелось бы думать, что дирекция выставки проигнорировала эти цифры. Поэтому предположим, что выставку проигнорировали сами участники, по причине каких-то собственных обстоятельств.

Что же касается общественного и железнодорожного транспорта, то здесь было где разгуляться и обывателю, и специалисту - на выставке было представлено все, начиная от "пятой" модели "Жигулей" с удлиненным салоном в варианте такси, заканчивая новыми вариантами и модификациями трамваев и троллейбусов. Достаточно широко было представлено оборудование для вокзальных комплексов - это и системы оповещения пассажиров, оборудование для залов ожидания, стойки регистрации и досмотра багажа, а также сенсорные киоски со справочной информацией, которая, кстати, по планам предприимчивого руководства компании "Сенсорные системы", должна в скором времени обрести сугубо коммерческих характер, и предоставляться исключительно за деньги. Планы экспансии упомянутой компании, помимо железнодорожных вокзалов, предусматривают и аэровокзальные комплексы, наиболее яркие представители которых, расположенные в Москве, уже могут похвастаться этими нововведениями.

Сразу три компании, участвовавшие в экспозиции выставки, представили продукцию аэровокзальных комплексов. Компании Gate Technologies, Wanzl Mawy и "Бюро 66" представили собственные подходы к оформлению и дизайну залов ожидания, а также зон досмотра багажа и регистрации пассажиров. Все три компании являются представителями зарубежных производителей, продукция которых пользуется спросом в Европе и нашли применение и в нашей стране. В частности, представленная компанией Wanzl концепция "Аэропорт по-семейному" предусматривает новый уровень комфорта для пассажиров, путешествующих в сопровождении своих близких. Это одно из тех решений, которые должны способствовать психологической разгрузке пассажиров, проходящих через утомительную процедуру регистрации и ожидания вылета. Представленный компанией проект предусматривает наличие альтернативных способов времяпровождения, которых, по мнению представителей Wanzl, довольно большое количество. Помимо ставших уже традиционными для аэропортов ресторанов и баров, в аэропортовых комплексах появятся детские комнаты и парки на открытом воздухе. К "нестандартным" решениям можно отнести размещение в зданиях аэропорта саун и фитнесс-центров.

К сожалению, добиться от представителей компаний чистосердечных признаний об участии в тендерах или конкретных планах на будущее нам не удалось, за исключением, пожалуй, представительства немецкой Wanzl, которая в скором времени планирует "наступление" не только на столичных гигантов "Шереметьево", "Домодедово" и "Внуково", но и на российскую глубинку.

Довольно необычно посреди "неавиационных" экспозиций было видеть красный с белым стенд скандинавской IT-Group, подразделения авиакомпании Scandinavian Airlines (SAS), которая, как ни странно, в отличие от многочисленных российских авиакомпаний, почтила вниманием выставку. Это, несомненно, польстило ее устроителям и отчасти компенсировало отсутствие российских авиаперевозчиков. Компания представила на выставке продукт, который доселе не видела ни одна именитая российская экспозиция. Речь идет о новых системах регистрации пассажиров и обработки багажа, которые, как впрочем и все остальное, представленное на выставке, должны упростить эти процессы, не снижая при это уровня безопасности.

Функционирование программных комплексов основано на работе мощного сервера, хранящего и обрабатывающего информацию о пассажирах, а также системах считывания и визуализации информации. Процесс идентификации пассажира сведен к считыванию отпечатка пальца. Для этого потенциальному пассажиру необходимо заранее явиться в аэропорт и зарегистрировать собственную смарт-карту, которая в дальнейшем и будет использоваться для проведения процедуры идентификации и регистрации. Система обработки багажа основана на тех же принципах: при прохождении регистрации пассажир получает регистрационную бирку, которая крепится на багаж или ручную кладь, а затем сверяется при помощи считывающего устройства работниками аэропорта. При погрузке багажа на воздушное судно с удаленного терминала считывается информация о взлетной массе самолета, количестве пассажиров, взошедших на борт, и массе погруженного багажа. В соответствии с этим рассчитывается корректировка центровки самолета. Система также позволяет проследить, чтобы багаж и пассажир оказались на одном самолете, это не только позволяет исключить потерю багажа, но и попадание на борт воздушного судна взрывных устройств.

Надеяться на то, что мы в скором времени сможем все таки цивилизованно пройти все перечисленные процедуры, пользуясь разработкой скандинавов, пока еще безосновательно. На данный момент компания только планирует начать переговоры с представителями аэропортовой элиты России.

Помимо многочисленных стендов, расположенных на территории выставки, желающие, разумеется, заранее аккредитовавшись, могли посетить проходившие за кулисами выставки конференции и семинары, посвященные соответственно вопросам безопасности (Конференция "Терроризм и безопасность на транспорте) и вопросам пассажирского сервиса (Семинар "Управление качеством пассажирского сервиса: проблемы, теория, решения"). Возможно и не желая того, устроители выставки в очередной раз подчеркнули невозможность "сосуществования" этих двух вопросов, совместив время работы конференции и семинара и, разместив "антагонистов" по разные части выставки. В случае, если у кого-то из участников выставки возникало острое желание посетить оба мероприятия, то приходилось изрядно побегать. Зачастую, сомнительное удовольствие от подобных спринтерских свершений предотвращало эти "забеги" и посетители выставки уделяли внимание только одному вопросу. Все эти сложности, к нашему великому счастью, оказались нам по плечу, в связи с чем, интересующую информацию по тому или иному мероприятию можно найти на нашем сайте.

В целом, говорилось очень много и очень долго. Выступления собравшихся заняли два дня, на протяжении которых выступавшие делились соображениями по теме конференции и семинара. По результатам первого была принята резолюция, в которой подробно расписана значимая роль выставки, как прошлой, так и нынешней, отмечено создание новых механизмов взаимодействия власти, науки и бизнеса в деле предупреждения терроризма на транспорте и, как главного инструмента - консультативной группы высокого уровня по вопросам противодействия терроризму и обеспечения безопасности на транспорте (КГ-12) в Российской Федерации. Отмечено, также и несовершенство существующей нормативно-правовой базы. По результатам выставки, Исполкому СНГ, Межпарламентской ассамблее СНГ и другим межгосударственным органам СНГ рекомендуется разработать модельные законы об авиационной безопасности в гражданской авиации, в которых, в частности, должно быть предусмотрено: участие государства в ресурсном обеспечении авиационной безопасности; правовое положение служб авиационной безопасности гражданской авиации, правовое положение и защищенность сотрудников этих служб. Кроме того, предлагается разработать тесно увязанную с документами ИКАО общую для всех стран-участников СНГ программу авиационной безопасности, которая финансировалась бы за счет средств отчислений из бюджетов соответствующих государств; нормативные документы по координации совместных действий заинтересованных министерств и ведомств стран-участников СНГ в гражданской авиации между службами аэропорта и авиакомпании в различных (типовых) вариантах экстремальных ситуаций.

Что касается семинара, то здесь все было гораздо проще. Участники представили ряд продуктов, основным предназначением которых является совершенствование пассажирского сервиса.

Подводя итог прошедшей выставки, нельзя не отметить тот факт, что отрасль постепенно движется в сторону совершенствования сервиса и уровня комфорта. Об этом, прежде всего, свидетельствует многообразие представленной на выставке продукции и проектов. Это также очевидно, как и то, что увеличение тарифов и повышение уровня безопасности отнюдь не пропорциональны росту комфортности перевозок на транспорте. Хочется надеяться, что участники выставки сделают соответствующие выводы, и к следующему году некоторую стабилизацию в этом вопросе уже можно будет наблюдать воочию....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка