Военно-промышленный курьер
22 августа 2017, 08:47
Приборы высокого полета
О создании отечественной аппаратуры для бортовых радиоэлектронных комплексов "Военно-промышленному курьеру" рассказал генеральный директор АО "Аэроприбор-Восход" Олег Гуляев
- Олег Анатольевич, какое оборудование вашего предприятия установлено на борту МС-21?
- Первый полет перспективного пассажирского самолета МС-21 стал событием для всей отечественной авиапромышленности. Поэтому особенно приятно, что на борту установлены и наши новые разработки - шесть многофункциональных измерителей воздушных данных (МИВД), входящих в систему измерения высотно-скоростных параметров СИВСП-21. МИВД предназначены для измерения, вычисления и выдачи на панель индикации и во взаимодействующие бортовые системы информации о высотно-скоростных параметрах самолета, углах атаки и скольжения, температурах наружного воздуха и торможения. Наша инновационная аппаратура прошла полный цикл испытаний и хорошо отработала в первых полетах МС-21. Мы уверены, что уже через пару лет МС-21 с нашими аэрометрическими системами смогут принять первых пассажиров.
- А что делает "Аэроприбор-Восход" для Ка-62?
- Для него наше предприятие разработало систему управления общевертолетным оборудованием (СУОВО), отвечающую за распределение электроэнергии. СУОВО осуществляет управление всеми бортовыми системами, их около 30 и по сути является сердцем электроснабжения всей электронной бортовой аппаратуры. Это новая сфера деятельности нашего предприятия. Такая аппаратура предназначена для сбора и математической обработки аналоговых и дискретных сигналов и автоматической коммутации силовых напряжений постоянного и переменного тока, а также для защиты вертолетной электроники от перегрузок. До начала летных испытаний мы протестировали СУОВО на стенде электроснабжения. Первый полет Ка-62 прошел в штатном режиме, замечаний к работе нашей системы не было. Надеюсь, что у СУОВО хорошее будущее и после полной отработки на испытаниях она войдет в комплектацию и других перспективных вертолетов.
- Вы также создаете аэрометрическое оборудование для боевого Ка-52?
- Да, конечно. С 2005 года наши специалисты работают над созданием специальной аппаратуры для боевого вертолета Ка-52. У фирмы "Камов" была потребность в высокоточной надежной всеракурсной системе измерения воздушных параметров этой машины, способной определять их с заявленной точностью во всех эксплуатационных режимах, включая висение, движения вперед-назад, влево-право.
Для этой разработки специалисты ЦАГИ предложили использовать многофункциональные приемники давления специальной формы. По результатам продувок изолированных ПВД в аэродинамической трубе идея подтвердилась. В итоге инженеры АО "Аэроприбор-Восход" воплотили ее в системе СИВПВ-52, которая успешно прошла все виды испытаний и в настоящее время серийно выпускается на нашем предприятии. Но конструкторские работы продолжаются, в частности для корабельной модификации Ка-52К с укороченным крылом. Для нее потребовалась адаптация алгоритмов вычисления высотно-скоростных параметров. В настоящее время наше предприятие принимает активное участие в летных испытаниях Ка-52К. Итогом должно стать появление унифицированной СИВПВ-52, которая автоматически в зависимости от признака борта (Ка-52 или Ка-52К) будет применять в вычислениях высотно-скоростных параметров алгоритмы, свойственные конкретному объекту.
- Какие еще разработки, в том числе цифровой аппаратуры, вы бы отметили?
- Напомню, что самая первая отечественная цифровая система воздушных сигналов СВС-2Ц-1 была создана специалистами именно нашего предприятия. Это было еще в 80-е. Ныне в резервных приборах самолетов и вертолетов для отображения информации стали широко использоваться цветные жидкокристаллические индикаторы, требующие другого принципа измерения и вычисления текущих параметров. На нашем предприятии для этих целей были использованы малогабаритные вибрационно-частотные датчики давления и разработан ряд новых приборов типа ВБЭ-СВС-ЦМ, ППКР-СВС, ИСРП. Для перспективных самолетов создана интегрированная система резервных приборов. Не могу не отметить и наши новые разработки для боевой авиации - системы измерения высотно-скоростных параметров для истребителей поколения 4++ Су-35 и МиГ-35.
Мы активно внедряем программы по повышению метрологических характеристик, улучшению качества выпускаемых приборов. Концерном КРЭТ отмечен значительный вклад АО "Аэроприбор-Восход" в общий объем выполнения работ для военно-транспортной авиации.
- Актуальной задачей остается импортозамещение. Наша авионика не уступает западной?
- Надеемся, что по программе импортозамещения на воздушных судах будут внедрены лучшие отечественные разработки для бортовых радиоэлектронных комплексов - как на перспективных летательных аппаратах, так и при модернизации ранее спроектированных.
В 2011 году специалисты нашего предприятия реализовали государственную программу обеспечения минимумов вертикального эшелонирования. Были созданы приборы и системы, которые соответствовали всем международным стандартам и нормам RVSN. Эти разработки вошли в состав современных бортовых комплексов, что позволило уверенно чувствовать себя в международном воздушном пространстве и эффективно эксплуатировать отечественные воздушные суда за рубежом.
- Тяжело выйти на мировой аэрометрический рынок?
- Наше предприятие занимает устойчивые позиции и полностью закрывает потребности отечественного рынка аэрометрического оборудования, обладает собственными технологиями и производственным потенциалом. Но несмотря на наличие патентов, на зарубежный рынок пробиться нелегко, поскольку иностранные производители авиатехники используют свои комплектующие изделия.
Если говорить о зарубежных поставщиках комплектующих для нашей авиации, российская авионика не уступает, а в некоторых случаях превосходит иностранные аналоги. Это подтверждается и научно-исследовательскими, и аналитическими работами, и заключениями эксплуатантов воздушных судов. Наши разработки могут обеспечить не только уровень безопасности полетов, но и конкурентоспособность летательного аппарата на рынке. Плюс отечественные приборы выгоднее, чем иностранные. Дешевле и комплектующие, а также послепродажное обслуживание изделий.
- Какие перспективные разработки "Аэроприбор-Восхода" можно увидеть на форуме "Армия-2017"?
- В павильоне Ростеха в единой экспозиции предприятий КРЭТ будут продемонстрированы наши системы и приборы для истребителей Су-35, МиГ-29К/КУБ, интеллектуальные датчики и системы для пассажирской и военно-транспортной авиации, вертолетные системы СУОВО для многоцелевого Ка-62, СИВПВ-52 для боевого Ка-52 и СИВСП-БЛА для беспилотников.
Также мы продемонстрируем систему измерения воздушных параметров для перспективных вертолетов, в том числе и скоростного ПСВ. К ее преимуществам - по сравнению с СИВПВ-52 - можно отнести упрощение алгоритмов расчета, существенное уменьшение габаритов, массы и моментов инерции элементов, выступающих в набегающий поток. Последнее приводит к ослаблению требований к местам размещения модулей системы. В отличие от СИВПВ-52 перспективная система универсальна и может устанавливаться на любых типах вертолетов. Данная разработка осуществлялась совместно с ЦАГИ, она уникальна не только по техническим характеристикам, но и с точки зрения конструкции мы первые, кто предлагает рынку многогранный сферический ПВД.
Для беспилотных программ наши специалисты разработали систему с уникальными миниатюрными приемниками полного давления, а также плиты статического давления. Покажем и многофункциональный измеритель воздушного давления МИВД для главной новинки этого года - самолета МС-21.
Ситуация требует от производителей авиационного оборудования соответствия современному мировому уровню и независимости от иностранных партнеров. Задача не из легких, но есть цель: возродить российскую авиапромышленность. У предприятий отрасли появился стимул создавать собственную перспективную высокоточную продукцию и внедрять ее в эксплуатацию. Надеюсь, что отечественные производители авиатехники снова будут уверенно чувствовать себя как на отечественном, так и на международном рынках.
Справка "ВПК"
"Аэроприбор-Восход" работает на рынке аэрометрического оборудования более семи десятилетий. За это время создано и внедрено в серийное производство свыше 500 наименований изделий, которые устанавливаются на всех отечественных самолетах, вертолетах гражданского и военного назначения, а также на ракетно-космической технике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 17, 2025
НОВИКОМ наградил лучших авиастроителей страны
Ноябрь 17, 2025
Глава ОАК считает важным не упустить возможности на зарубежных рынках
