Известия
1 сентября 2017, 08:47
Управление аэронавигационной системой попало под пересмотр
В Минтрансе России прорабатывается вопрос о разделении функций провайдера и регулятора аэронавигационных услуг, которые сейчас сосредоточены в руках Росавиации
Как рассказала "Известиям" представитель вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина, Минтранс России в настоящее время изучает вопрос о разделении функций регулятора и провайдера аэронавигационных услуг между несколькими федеральными органами исполнительной власти.
- На данный момент этот вопрос прорабатывается на уровне Минтранса. В правительство предложения пока не вносились, - заявила "Известиям" Самигуллина.
В пресс-службе Минтранса "Известиям" пояснили, что данная идея рассматривается в рамках разработки Аэронавигационного плана.
- О конкретных сроках формирования позиции говорить рано. Это пока только идея. Вопрос курируется профильным департаментом государственной политики в области гражданской авиации, - сообщил представитель Министерства транспорта.
В проекте Стратегии развития аэронавигационной системы (документ есть у "Известий"), разработанном ГК ОрВД совместно с компанией Strategy Partners Group, говорится о недостаточной эффективности существующей системы управления АНС вследствие совмещения функций провайдера и регулятора аэронавигационных услуг в лице одного федерального органа исполнительной власти - Росавиации.
Росавиация оказывает государственные услуги через подведомственную себе ГК ОрВД, управляет планом закупок и инвестиционной программой, участвует в планировании операционных затрат, отвечает за операционные показатели госкорпорации. В то же время она контролирует деятельность по оказанию аэронавигационных услуг, определяет правила их оказания, сертифицирует оборудование. Таким образом, Росавиация и оказывает услуги, и оценивает их качество. В международной практике в большинстве стран с эффективной АНС - Канаде, странах Евросоюза, Австралии - функции регулятора и провайдера разделены. Исключением являются США.
В Росавиации не согласились с такими выводами и обратили внимание на то, что в разработке проекта Стратегии развития аэронавигационной системы не принимали участие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находится гражданская, экспериментальная и государственная авиация.
- Поэтому этот проект стратегии представляет собой факультативное издание в интересах ее разработчиков. При этом, что примечательно, фактические разработчики не имеют никакого отношения к работе единой системы организации воздушного движения и плохо себе представляют уровень взаимодействия и разграничения ответственности между федеральными органами исполнительной власти и провайдером аэронавигационных услуг. Данный проект стратегии официально не вносился и не рассматривался федеральными органами исполнительной власти, и трудно себе представить, что его реализация приведет к совершенствованию аэронавигационной системы РФ, - заявил "Известиям" представитель Росавиации.
По его словам, в настоящее время развитие аэронавигационной системы РФ осуществляется в соответствии с концепцией создания и развития АНС, разработанной с учетом интересов всех пользователей воздушного пространства и одобренной на заседании правительства России. Данная концепция была подготовлена Федеральной аэронавигационной службой и согласована всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, включая Минобороны, Минэкономразвития, Минпромторг. При этом концепция была сформулирована в полном соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ICAO и воздушным законодательством РФ, отметили в Росавиации.
Однако, по мнению руководителя рабочей группы Совета потребителей по вопросам деятельности ГК ОрВД, главного эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федора Борисова, согласно рекомендациям ICAO, функции провайдера, контролирующего органа и регулятора в сфере предоставления услуг аэронавигационного обслуживания должны быть разделены.
- Это очевидный конфликт интересов. Получается, что регулятор регулирует сам себя. При такой ситуации трудно ожидать и высоких ключевых показателей эффективности, и эффективного надзора. Сложившаяся в России ситуация требует кардинального пересмотра и внесения изменений в механизмы системы управления аэронавигационной системой, - заявил "Известиям" Федор Борисов.
Для разделения функций в сфере аэронавигационного обслуживания между Минтрансом РФ, Росавиацией и ГК ОрВД потребуется внести изменения в организационную модель государственного управления аэронавигационной системой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114