О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Белый дом оценит суда и самолеты

Правительство в рамках борьбы за импортозамещение пытается ужесточить контроль за закупками крупных компаний

Правительство в рамках борьбы за импортозамещение пытается ужесточить контроль за закупками крупных компаний. Со следующего года Белый дом собирается согласовывать закупки морской техники стоимостью более 2 млрд руб., самолетов - 1 млрд руб., вертолетов - 400 млн руб. Собеседники "Ъ" видят в этом борьбу за загрузку новых мощностей, прежде всего в судостроении, которые пока еще даже не созданы.

С 1 января начнет действовать новый режим закупок, наделяющий правительство исключительным правом регулировать в рамках импортозамещения заказы на приобретение судов стоимостью более 2 млрд руб., самолетов - 1 млрд руб., вертолетов - 400 млн руб., заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, законопроект направлен в Федеральное собрание и должен быть принят конца года. Действие закона распространяется на госкорпорации, компании с госдолей свыше 50% и их дочерние структуры. Господин Рогозин отметил, что "процесс касается всех - и "Газпрома", и НОВАТЭКа, и других". В случае с НОВАТЭКом (основные владельцы - Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко) "также будет осуществляться работа", поскольку компания "в любом случае пользуется самой разной господдержкой". "Фактически некоторая самостоятельность, самостийность отдельных заказчиков будет отрегулирована правительством",- пояснил Дмитрий Рогозин.

Представитель Минэкономики сообщил "Ъ", что речь идет о поправках к 223-ФЗ о закупках госкомпаний. "Риски лоббистских явлений или коррупции исключены, поскольку рассмотрением вопроса о возможности закупки техники займется коллегиальный орган - правительственная комиссия по импортозамещению",- добавили в министерстве. В Минфине "Ъ" сообщили, что поддерживают позицию Дмитрия Рогозина, при этом лимиты закупок пока не определены и будут зафиксированы в правительственном акте.

В "Аэрофлоте" на запрос "Ъ" не ответили. По данным "Ъ", на 2018 год авиакомпания уже заключила лизинговые договоры на ввоз 31 иностранного самолета. С этого же года Минпромторг планирует ужесточить правила беспошлинного ввоза в ЕАЭС иностранных самолетов, отменив льготный режим уплаты НДС (см. "Ъ" от 30 августа), против чего выступает "Аэрофлот". Иностранную морскую технику используют "Газпром", НОВАТЭК и "Роснефть" для обслуживания проектов на Сахалине и в Арктике. Суда для этих проектов фрахтуются по долгосрочным контрактам, в том числе у "Совкомфлота". В "Совкомфлоте" "Ъ" сообщили, что действующие в компании процедуры предусматривают при прочих равных условиях отдавать приоритет российским судостроительным предприятиям. Общая стоимость судов, построенных компанией за последние годы в России, составила около $1 млрд.

Собеседники "Ъ" в нефтегазовой отрасли считают этот законопроект продолжением истории вокруг проблемы загрузки будущих мощностей суперверфи "Звезда", которую "Роснефть" строит на Дальнем Востоке. "Никто в принципе не против заказывать в России, но нужно обеспечить конкурентоспособность и просто техническую возможность строительства таких сложных судов. Пока этого нет, никто добровольно не будет подвергать риску многомиллиардные проекты",- говорит один из источников "Ъ". "Можно хоть всю страну застроить новыми верфями, но строить суда в России все равно будет дороже, чем в Хорватии, Турции, Китае и даже Южной Корее",- сказал один из опрошенных "Ъ" судостроителей. Влияют и вполне объективные факторы: холодные зимы вынуждают нести более высокие затраты на свет и отопление. "С другой стороны, судостроительная отрасль почти во всем мире поддерживается своими правительствами, будь то Китай, Корея или США. Поэтому надо искать компромисс",- отмечает руководитель одного из судостроительных заводов северо-запада РФ.

Юрист адвокатского бюро А2 Максим Сафиулин полагает, что согласование закупок дорогой техники должно осуществляться на стадии определения параметров инвестпроекта, в рамках которого техника будет работать. Он отмечает также, что если заказчику выгоднее заключить договор с определенной компанией, пусть даже иностранной, он будет добиваться согласования инвестпроекта на своих условиях. Господин Сафиулин считает, что законопроект в большей степени направлен на контроль закупок морских судов, отличающихся высокой стоимостью, прежде всего СПГ-танкеров для проектов НОВАТЭКа на Ямале....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка