РИА "Новости"
12 сентября 2017, 09:14
Работа по земле: зачем ВКС России применяют истребители для бомбардировок
Новейшие истребители Су-35 впервые выполнят учебное бомбометание на Сахалине, сообщает в понедельник пресс-служба Восточного военного округа
Однако, несмотря на наличие в ВКС России широкого спектра бомбардировщиков и штурмовиков, пилотов-истребителей тоже "натаскивают" на так называемую "работу по земле": учат ориентироваться на местности, находить цели и выполнять высокоточные и ковровые бомбардировки. О том, зачем нужны российским воздушным асам эти навыки и для чего под крыльями "тридцать пятых" рядом с ракетами "воздух - воздух" стали подвешивать свободнопадающие фугасные авиабомбы, - в материале РИА Новости.
Нелишний груз
Интересно, что переделывать истребители в бомбовозы неоднократно пытались еще во время Великой Отечественной войны. Глядя на то, как люфтваффе и союзники вооружают свои легкие самолеты бомбами, советские конструкторы предлагали собственные идеи. Одним из таких проектов стал истребитель-бомбардировщик Як-9Б, созданный на базе серийного Як-9.
Без бомб Як-9Б мог работать как фронтовой истребитель, а с бомбами - как скоростной истребитель-бомбардировщик для подавления точечных наземных целей. Легкая машина могла незаметно подойти к цели, быстро ударить по земле, самостоятельно отбиться от самолетов противника и вернуться на базу за новой "посылкой".
"Например, 22 октября 1944 года 50 Як-9Б из двух полков: 409 ИАП и 909 ИАП, и эскадрилья штурмовиков из 311 ШАД (Штурмовая авиадивизия) вылетели для удара по вражескому аэродрому. В пути им встретилась пара FW-190, два Як-9Б отделились от строя и - несмотря на то, что были нагружены бомбами - подбили один "фокке-вульф", - из исторической книги Сергея Иванова "Война в воздухе".
Конечно, хватало и минусов. Из-за отсутствия бомбового прицела летчику приходилось целиться "на глазок": направив самолет на цель, он ждал, пока она скроется за обрезом капота, считал до трех и поворачивал тумблер сброса. Точность такого метода, конечно, оставляла желать лучшего. Кроме того, нагруженный тротилом и железом самолет существенно прибавлял в массе, терял балансировку и плохо управлялся. Пилотировать его могли только опытные летчики.
Стратегический подтекст
Если эффективность подобного применения истребительной авиации оценили в годы Великой Отечественной войны, то сегодня эта тема становится еще более актуальной. У истребителей многократно возросли скорость, дальность и грузоподъемность. К примеру, Су-35 разгоняется до 2,5 тысячи километров в час и может взять с собой до восьми тонн бомб на 12 точках подвески. Это более чем в три раза превышает максимальную бомбовую нагрузку дальнего советского бомбардировщика Ил-4, который в начале войны участвовал в легендарных воздушных налетах на Берлин. По грузоподъемности не дотягивает до "сушки" даже Boeing B-17 Flying Fortress - знаменитая "летающая крепость" союзников.
По информации самого разработчика, кроме перехвата воздушных целей истребитель Су-35 предназначен для поражения наземных и надводных объектов войск, наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных расстояниях от аэродрома базирования. При этом за счет современного бортового радиоэлектронного комплекса машина может одновременно отрабатывать цели в режимах "воздух - воздух" и "воздух - поверхность".
Новейшие самолеты уже успели неплохо себя зарекомендовать в роли бомбардировщиков: ВКС с их помощью нанесли не один мощный удар по позициям боевиков в Сирии. Пилоты "сушек" успешно совмещают эту работу с выполнением основных задач по воздушному прикрытию фронтовых и дальних бомбардировщиков.
В частности, в начале сентября базирующиеся на авиабазе Хмеймим российские Су-35 и Су-34 бетонобойными бомбами уничтожили командный пункт, узел связи и четырех влиятельных полевых командиров неподалеку от города Дейр-эз-Зор. По данным Минобороны, в их числе был ликвидирован "министр войны" ИГ* Гулмурод Халимов.
Высокая маневренность позволяет "тридцать пятым" идти к цели плотным строем, за счет чего четыре самолета на экране вражеского локатора выглядят как одиночный. При этом массированный ракетно-бомбовый удар четырех "сушек" сопоставим по мощности с атакой дальнего бомбардировщика. Напомним, четыре истребителя суммарно могут нести 32 тонны бомб, что почти на 10 тонн превышает боезапас одного Ту-22М3, ограниченный 24 тоннами.
Дополнительные топливные баки дают возможность "тридцадь пятым" преодолевать на одной заправке около 3600 километров, что делает их вполне себе дальнобойными скоростными носителями бомб и ракет "воздух - поверхность", способными решать не только тактические, но и стратегические задачи по уничтожению пунктов управления, военных баз, аэродромов, транспортных узлов и узлов связи, шахт баллистических ракет.
Сам себе прикрытие
При этом никакой эскорт такому ударному кулаку не требуется: Су-35 по природе отличные "воздушные бойцы", поэтому в состоянии мгновенно пресечь попытку перехвата и дать отпор любым истребителям противника, оказавшимся в зоне их действия.
Американский журнал The National Interest в конце июля назвал российский сверхманевренный Су-35С "возможно, лучшим в истории авиации истребителем ближнего боя". Особенность двигателей этого самолета АЛ-41Ф1С - возможность управления вектором тяги во всех ракурсах. Это позволяет самолету быстро и практически без инерции менять направление движения, высоту и положение в пространстве.
Машина "заточена" как для автономных действий, так и для боевой работы в составе группы, а также в контуре управления вооруженными силами от воздушных, наземных и корабельных командных пунктов. Предусмотрены возможности для атаки наземных и морских целей управляемыми высокоточными ракетами без входа в зону действия ПВО.
Перед сбросом бомб пилоту не нужно, как в 1944-м, искать ориентиры и считать до трех - местоположение самолета с высокой точностью определяется за счет новейшей бесплатформенной инерциальной навигационной системы БИНС-СП2, автономно работающей без спутниковой навигации и связи с наземными службами. Архитектура системы построена на базе трех лазерных гироскопов и трех кварцевых акселерометров. Именно такая будет использоваться на истребителе пятого поколения Т-50. Глаза и уши самолета - самая мощная в мире радиолокационная система "Ирбис", способная обнаруживать цели на расстоянии 400 километров, одновременно сопровождать до 30 воздушных и четырех наземных объектов, атакуя восемь наиболее опасных.
Сегодня в составе ВКС России имеется более 60 истребителей этого типа, причем, по планам компании "Сухой", до конца 2017 года в строй встанут еще 10 таких машин. Многофункциональность и отличные боевые качества делают Су-35 привлекательным в глазах не только Минобороны России, но и зарубежных заказчиков. В частности, официальный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Мария Воробьева ранее сообщила, что контракт на поставку этих машин в Объединенные Арабские Эмираты может быть подписан до конца 2017 года. Отмечалось, что речь может идти о нескольких десятках единиц.
Кроме того, закупить у России "тридцать пятые" рассчитывает Индонезия: сообщалось, что до конца этого года со страной может быть заключено соглашение на 11 самолетов. Первый экспортный контракт по Су-35 был подписан в 2015 году с Китаем, выплатившим за два десятка самолетов около 2,5 миллиарда долларов. Ранее "сушки" эксплуатировались только Воздушно-космическими силами России.
*Террористическая организация, запрещенная на территории России....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции