magadanmedia.ru
19 сентября 2017, 10:05
Летевший из Магадана Ил-12 разбился возле поселка имени Лазо 59 лет назад
Сложные метеорологические условия и безответственность диспетчеров на земле стали причиной катастрофы, в которой погибли 28 человек
В районе поселка имени Лазо Хабаровского края 19 сентября 1958 года потерпел катастрофу самолет Ил-12 СССР-Л3904 185-го авиаотряда Магаданской отдельной авиагруппы ГВФ, выполнявший внерейсовый полет из Магадана в Хабаровск. Все 4 члена экипажа и 24 пассажира погибли, сообщает ИА MagadanMedia.
По данным airdisaster.ru, борт Л3904 выполнял внерейсовый полет из Магадана в Хабаровск с промежуточными посадками в Охотске и Николаевске-на-Амуре. Первый этап полета прошел без отклонений. При подготовке к полету штурман аэропорта не стал проверять, верно ли экипаж рассчитал полет, а план полета не был утвержден. Однако диспетчер аэропорта, тем не менее, полет разрешил, поэтому с 4 членами экипажа и 24 пассажирами (21 взрослый и 3 ребенка) на борту Ил-12 вылетел из Охотска. К тому времени из-за неблагоприятных погодных условий аэропорт Николаевска-на-Амуре был закрыт, поэтому самолет должен был пролететь его, не совершая при этом посадку. Согласно выданному экипажу прогнозу погоды, на маршруте Охотск - Николаевск - Хабаровск ожидалась сплошная средняя облачность, причем на участке от Николаевска до Комсомольска ожидались слоисто-дождевые и разорвано-дождевые облака с нижней границей 200-300 метров (относительно уровня аэродрома Охотск), в которых наблюдалось обледенение, осадки и видимость порядка 2-4 км. Ближе к концу маршрута ожидалось повышение нижней границы облаков до 300-600 метров и увеличение видимости до 10 км. Сопки закрыты облаками. В самом Хабаровске прогнозировалась переменная (6-9 баллов) слоисто-кучевая средняя облачность с нижней границей 300-600 метров, дождь, видимость свыше 10 км и западный ветер 5-8 м/с.
Позже, в ходе расследования катастрофы, были взяты показания экипажей, которые летели на данном маршруте раньше и позже борта Л3904. Из этих показаний следовало, что на маршруте на самом деле шел сухой и мокрый снег, наблюдалось обледенение до умеренного, а ветер на самом деле был северный и северо-западный до 19 м/с, то есть прогноз погоды, выданный в Охотске, оказался неточен. К тому же из-за идущего снега радиус действия приводных радиостанций упал до 15-20 км и ухудшилась двусторонняя радиосвязь, притом что радиокомпасы работали неустойчиво. Помимо этого, командир Коноплев не заходил на АМСГ и не получал синоптическую консультацию.
Следуя на участке Охотск - Николаевск, экипаж три раза брал пеленг, благодаря чему спустя 1 час 3 минуты со времени вылета оставался на линии пути. Затем в 11:58 экипаж попытался связаться с диспетчером аэропорта Николаевск, но эти попытки оказались безуспешными. В 12:22 с борта Л3904 было доложено о пролете Николаевска, при этом подтверждение от диспетчера Николаевска не было дано и не определено точное место пролета. Сам диспетчер аэропорта Николаевск передал в Хабаровскую районную диспетчерскую службу время пролета, однако умолчал, что само время пролета не было точно определено, а связь с самолетом так и не была установлена.
В 13:16, следуя на эшелоне 2700 метров с путевой скоростью 350 м/ч, экипаж доложил о пролете Нижнетамбовского, при этом добавив, что не слышит сигнал от приводных радиостанций. В 13:32 с борта Л3904 доложили о визуальном прохождении Комсомольска, хотя, как утверждали другие экипажи, условия для визуальных полетов в районе Комсомольска отсутствовали.
В 13:51 было доложено о прохождении Троицкого, при этом не указаны условия полета. В 14:14 с борта передали:
По расчету прошел Елабугу, 2700 метров в облаках, компас не работает, пусть разрешают снижение и выводят по локатору.
После пролета Троицкого диспетчер районной службы передавал самолеты ГКДП. Подтверждения об установлении связи с ГКДП диспетчер РДС не получал, а сам в свою очередь при этом не докладывал в ГКДП о передаваемых самолетах. Борт Л3904 не смог установить связь непосредственно с ГКДП и осуществлял ее через борт 12586 (Ил-12П, заводской номер - 83013009), благодаря чему получил разрешение на снижение до высоты 2400 метров. Дежурный ГКДП сообщил диспетчеру РДС, что связь с бортом Л3904 установить не удалось. Бортрадист борта Л3904 длительное время безуспешно пытался через УКВ-связь выйти на радиопеленгатор ГКДП, параллельно с этим установив связь с КВ-радиопеленгатором аэропорта Хабаровск, от которого получил пеленг: приблизительно 312°. Затем радиопеленгаторщик передал этот пеленг с указанием номера борта на РДС-2, работающей в западном направлении, однако по телефону ему сообщили, что данного самолета нет.
При этом о данном пеленге не было доложено диспетчерам и руководителю полетов.
Затем в 14:20 с РДС-2 связался по телефону дежурный офицер ПВО, который сообщил, что близ Единки на пересечении трассы Единка - Хабаровск наблюдается неопознанный самолет. Однако ему ответил не диспетчер РДС-2, а какой-то женский голос, который сообщил, что их самолетов в данном районе нет. Позже комиссия пришла к мнению, что этот голос принадлежал оператору РДС, хотя та это отрицала. В 14:23 экипажем борта Л3904 была предпринята очередная попытка получить пеленг КВ-пеленгатора, но она оказалась безуспешной. Где-то между 14:30 и 14:40 экипаж доложил: высота 2400 метров, 14:15 по расчету - Хабаровск. Диспетчер РДС не знал, где находится точно самолет, но тем не менее дал указание снижаться до 1800 метров, а пеленг запросить по УКВ у военных. Когда в 14:33 было доложено о занятии высоты 1800 метров, диспетчер дал указание занимать высоту 1500 метров и взять поправку вправо на снос ветром. С самолета доложили:
Курс 50, временами визуально. По расчету пролетели Хабаровск, взяли курс обратно.
Диспетчер дал указание взять курс по КВ-пеленгатору. Между тем, этот пеленгатор не работал уже с 27 августа, то есть уже три недели, так как из-за проводившегося ремонта был исключен из регламента связи. Радиопеленгаторщикам при этом дали указание, чтобы они не определяли пеленги и не передавали их на борты. Поэтому на запрос экипаж получил лишь очень приблизительные пеленги ШДМ. В 14:50 экипаж подтвердил РДС получение пеленга ШДМ и взятие курса. Также в 14:43 экипаж сообщил об остатке топлива 800 литров, а в 15:00 - уже 600 литров, в связи с чем диспетчер дал указание следовать на Хабаровск в экономном режиме.
Сомневаясь, что полученные пеленги верны, экипаж вплоть до 15:19 начал запрашивать пеленги.
В ответ диспетчер сказал: Пеленг дают правильно, берите курс 290°, следуйте на высоте 3300 метров.
Стоит отметить, что до этого лайнер уже последовательно поднимали сперва до высоты 1800 метров, а потом и до 2700 метров. Тогда в 15:19 экипаж передал, что их путевая скорость 190 км/ч и запросил расстояние до Хабаровска. Диспетчер сообщил, что расстояние составляет 210 км, а в 15:36 передал: Расстояние 210 км, направление 110°. Через пять минут в 15:41 с борта доложили: Остаток 450 литров, путевая скорость 200 км/ч, высота 3300 метров в облаках. На это в 15:43 диспетчер передал: Расстояние 190 км, двигаетесь медленно, а в 15:47 дал указание снижаться до 2700 метров и занимать курс 300°. В 15:52 экипаж доложил, что они следуют курсом 300°, а топлива осталось 300 литров. В 15:57 уже было доложено об остатке 210 литров, в связи с чем надо готовиться к вынужденной посадке с подбором подходящей площадки. На это диспетчер сообщил, что удаление от Хабаровска 150 км и дал указание снижаться до 2100 метров. В 16:05 с самолета доложили об оставшемся запасе топлива в 200 литров, а в 16:07: Снижаюсь до визуального на огни.
В 16:11 экипаж доложил, что они следуют на высоте 1500 метров, и земля плохо просматривается, а через минуту уже было доложено о высоте полета 1200 метров в переменной облачности и что начат поиск площадки. На это диспетчер РДС дал указание: До остатка ГСМ не садитесь. В 16:14 с борта Л3904 было передано последнее сообщение: Высота 1000 метров, земля не просматривается, иду в облаках, ничего не вижу.
Через минуту в 16:15 (23:15 по местному времени) Ил-12 перешел в почти отвесное падение и врезался в землю.
Катастрофа произошла в районе имени Лазо (Хабаровский край) на высоте 850 метров на склоне горы высотой 1050 метров в 145 км юго-восточнее Хабаровска и в 35 км восточнее-северо-восточнее поселка Ходы. Все 28 человек на борту при этом погибли.
Причиной катастрофы назвали потерю экипажем ориентировки при полете ночью в сложных метеорологических условиях.
Прогноз о свежем западном ветре оказался неверен. Между тем, не зная об этом, экипажи в попытках предупреждения сноса фактически начали уводить самолеты к западу от трассы. По данным, предоставленных ПВО, аэропорт Николаевск-на-Амуре самолеты пролетали западнее на расстоянии до 55 км. На основании этих данных было установлено, что диспетчерская служба Николаевского аэропорта не руководила и не контролировала полеты. Непосредственно борт Л3904 пролетел зону аэропорта в 24 км к западу от Николаевска, тогда как из-за снегопада радиус действия приводных радиостанций не превышал 20 км, а радиус действия двусторонней радиосвязи был еще меньше, поэтому-то экипаж и не смог связаться с данным аэропортом. Хотя диспетчеры располагали исправными и включенными радиотехническими средствами, но они не использовали их при наблюдении и руководстве полетами, из-за чего авиалайнеры следовали в Хабаровск до 30-40 км левее маршрута. Также диспетчер РДС не контролировал переход экипажей на связь с ГКДП. Между тем, борт Л3904 значительно уклонился влево и пролетел Хабаровск.
Когда в расчетное время прибытия 14:15 авиалайнер не приземлился в Хабаровске, диспетчерская служба не стала беспокоиться об этом и даже заметила это только через 15 минут. Сообщение от ПВО о неопознанном самолете в районе Единки также не вызвало беспокойства. Также, когда экипаж сумел связаться с КВ-пеленгатором и получил пеленг, то в РДС после получения данного пеленга не стали доводить эту информацию до руководителя полетов и диспетчерского состава.
Летя ночью в сложных погодных условиях, экипаж был дезориентирован.
С 14:16 и до 15:19, когда предпринимались попытки получить пеленги КВ-пеленгатора, Ил-12 начал фактически кружить в одном районе. Лишь в 15:20 было определено фактическое местонахождение борта Л3904, однако время уже было упущено, так как оставшийся запас топлива с учетом сильного встречного северного ветра не позволял достигнуть Хабаровска. Был еще запасной аэродром Единка, однако руководитель полетов и авиадиспетчеры не знали, что в нем имеется наземный радиолокационный запросчик, а также не принимали необходимых мер, чтобы аэродром был приведен в состояние готовности к приему самолета.
Сам диспетчер аэродрома Единка слышал радиопереговоры борта Л3904 с землей, но не стал вмешиваться, хотя мог спасти авиалайнер.
Не зная, где точно находится авиалайнер, диспетчеры в нарушение инструкций начали его снижать над горным районом....
Авторские права на данный материал принадлежат «magadanmedia.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА