Военное обозрение
19 сентября 2017, 10:22
Что не так с Як-130?
На Борисоглебской авиационной базе продолжалась активная отработка практических навыков летного состава по эксплуатации учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130 и во время расследования причин аварийной посадки самолета в июне текущего года
Несмотря на то, что постановка на вооружение ВКС РФ Як-130 состоялась давно, череда аварийных ситуаций с этими самолетами дает повод экспертам (и непосредственно военным летчикам) говорить о том, что самолет "сырой". Мало того, отмечается относительная сложность его пилотирования. Сложность в сравнении с возможностями пилотирования тех учебных моделей (для подготовки курсантов), которые использовались ранее.
Напомним, что в июне 2017 в Борисоглебске экипажу самолета Як-130 удалось выполнить посадку самолета без носовой стойки шасси. Яком тогда управляли курсант Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" Кирилл Клевцов и летчик-инструктор Михаил Марченко. Мастерство экипажа позволило не вступать в дело экстренным службам, которые в тот момент находились на аэродроме. Самолет сел без передней стойки - сама машина получила незначительные повреждения. Экипаж не пострадал.
16 сентября этого года другой Як-130 Борисоглебского учебного авиационного центра потерпел крушение, упав в поле подсолнечника в нескольких километрах от аэродрома - на границе Воронежской и Волгоградской областей. Самолетом, по данным информационных агентств, управляли курсант старшего курса филиала Военно-воздушной академии ВВС РФ Иван Клименко и опытный инструктор - майор Сергей Заволока. Майор Заволока не просто опытный летчик, он является одним из представителей пилотажной группы "Крылья Тавриды", которая выполняет полеты именно на Як-130. Официально Минобороны РФ на данный момент не подтверждает информации о том, что именно эти военнослужащие находились в кабине УБС.
Оба катапультировавшихся летчика были отправлены в госпиталь в состоянии шока. Серьезных физических повреждений курсант и офицер ВКС РФ не получили.
В данный момент Як-130, виртуозно посаженный на аэродроме Борисоглебска с невышедшим шасси в июне текущего года, проходит через ремонтные процедуры. Самолет, упавший 16 сентября, восстановлению не подлежит. После падения на землю возник пожар, и то, что осталось от самолета еще и сильно обгорело.
Военные техники и представители предприятия-производителя оценивают технические детали, которые стали причинами сбоя в работе носовой стойки при посадке самолета. Специалисты нижегородской компании "Гидромаш", которая и занимается производством авиационных стоек для Як-130, проводят свои технологические исследования по установлению причин инцидента.
Нужно отметить, что в проведении качественного и прозрачного расследования руководство "Гидромаша" заинтересовано не меньше, чем командование ВКС РФ. Дело в том, что именно "Гидромаш" занимается производством основных опор шасси, например, для новейшего российского пассажирского авиалайнера МС-21, к которому приковано повышенное внимание со стороны не только российской общественности, но и со стороны общественности зарубежной. Ведь МС-21 вполне может (и должен) выходить на международный рынок. И о контрактах на его приобретение говорят уже сейчас. Компания не может себе позволить понести репутационный ущерб, учитывая то, что демонстрировала свои разработки на салоне Ле Бурже во Франции с презентационными заявлениями о высокой надежности систем.
По некоторым данным, невыход передней стойки Як-130 мог быть связан с попаданием влаги в гидравлические системы. На вопрос, откуда в гидравлике оказалась "лишняя" влага, эксперты высказывают предположение о том, что вода попадает во время "хранения" самолета. Аргумент такой: проблемы, возможно, не было бы, если бы самолеты такой конструкции хранились в специальных влагозащитных ангарах.
Но ведь далеко не только в стойках шасси дело. Официальных результатов расследования причин падения Як-130 под Борисоглебском пока нет. При этом в многочисленных новостных сводках со ссылками на представителей летного сообщества (из числа тех, кто сидел за штурвалом Як-130) сообщается, что у этих машин проблем пока, к сожалению хватает и без стоек. И хватает их даже на фоне постоянного мониторинга технического состояния производителями.
На 2017 год в России произведено 133 учебно-боевых самолета Як-130, из "семейства" которых в свое время была сформирована и упомянутая пилотажная группа "Крылья Тавриды".
На Борисоглебской авиабазе самолеты позволяют проводить ежегодную подготовку десятков курсантов старших курсов Военно-воздушной академии. И теперь, после двух инцидентов за три месяца, эта подготовка поставлена под вопрос. И отвечать на этот вопрос нужно, не пытаясь упрятать проблему под сукно.
Фактически Як-130 призван заменить чехословацкие "Эльки" - так ласково летчики называют учебно-боевые самолеты Л-29 и Л-39, которые в течение десятилетий являлись основными УБС стран Организации Варшавского договора. Як-130 превосходит самые последние версии "Элек" как по радиоэлектронной "начинке", так и по маневренности в воздухе. Это и понятно - самолет современный, и в нем воплощены последние достижения оборонки. Вот только пока проблема с тем, как эти последние достижения воплощались, и насколько они вообще способны осваиваться курсантским составом с учетом требований к безопасности.
От Л-29 и Л-39, которые сами летчики нередко называют "летающими партами" ("летающими классами") из-за легкости управления и высокой надежности, Як-130 отличается пока не в лучшую сторону именно в плане указанных параметров. Производителям явно придется приложить усилия, чтобы проблемы с надежностью Як-130 были решены и чтобы к техническим параметрам самолета у летного состава и потенциальных заказчиков не возникало вопросов.
А ведь вопросы возникают отнюдь не только у молодой курсантской поросли, но и у опытных летчиков. Если была проблема с одним из двигателем (такая рабочая версия рассматривается), то почему "не сдюжил" второй двигатель? Если проблема никак не связана с двигателями, то с чем тогда? И если снова винить во всем влагу, попадающую "не туда, куда следует", то в таком случае возникает вопрос об общей надежности авиационной техники под маркой Як-130 - неужели самолет на самом деле настолько "нежен", что без содержания в специальных ангарах может давать непрогнозируемые сбои в различных блоках и узлах?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции