О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Припарки авиапрому

Новой главой в российской промышленной политике может стать повышение пошлин на ввоз самолетов старше семи лет. Это, по мнению Минэкономразвития, должно помочь возродить российское авиастроение. Примерно так же, как повышение пошлин на старые иномарки должно помочь возродить автомобильную промышленность.

Авиастроение, конечно, не похоже на автопром. Но пошлины все равно вряд ли способны ему помочь. Это слишком штучный рынок. За последние полтора года российские заводы не собрали ни одного нового "Ила" или "Ту". Даже если представить, что местные самолеты в России продаются, то продать можно только около 30 дальнемагистральных и несколько десятков среднемагистральных лайнеров. Это не окупит затраты на разработку новых моделей - при отсутствии внешнего рынка. То есть даже самые высокие заграждения не спасут производителей, если ориентировать их на большие самолеты.

Рынок региональных самолетов (на 50 - 90 мест) интереснее, поскольку и вместимость рынка, и окупаемость проектов выглядят реальнее. По многочисленным просьбам российских авиакомпаний "Росавиакосмос" в прошлом году провел конкурс на разработку небольшого самолета для региональных перевозок (победил консорциум - RRJ, в который входят "Сухой", "Ильюшин", "Яковлев" и Boeing). Впрочем, на разработку уйдут годы и денег выделено сравнительно мало: 3,8 млрд руб. покроют не более 20% стоимости проекта.

Между тем опыт тех стран, которые сумели построить свой авиапром, не строя иллюзий по поводу больших лайнеров, говорит о том, что за "малый" рынок можно бороться. Бразильская компания Embraer, сейчас второй в мире производитель региональных самолетов, в 1995 г. была на грани банкротства. Правительство снизило свою долю в компании со 100% до 30% , новые менеджеры уволили две третьих персонала и сделали ставку на один проект - самолет ERJ 145. Бразильцы действовали не пошлинами, а агрессивной поддержкой экспорта. Это создало некоторые проблемы с ВТО, но результат был достигнут: к 2002 г. было продано около 900 ERJ 145 и разработана новая линия малых самолетов.

Промышленная политика - штука опасная. Чтобы о ней даже думать, нужно иметь планы хотя бы настолько конкретные, насколько были у бразильцев. А так, на авось, это обязательно принесет больше вреда, чем пользы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка