О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

СК заподозрил сотрудников "ВИМ-Авиа" в хищениях денег пассажиров

В связи с задержками рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" возбуждено уголовное дело, заявили в Следственном комитете. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте ведомства

В связи с задержками рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" возбуждено уголовное дело, заявили в Следственном комитете. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте ведомства.

"У должностных лиц указанной авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере", - сообщили в пресс-службе СК. Производство, по данным представителей ведомства, было возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

По версии следствия, должностные лица "ВИМ-Авиа", "заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту Домодедово, а также "не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея, таким образом, возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы". Таким образом, сотрудники "ВИМ-Авиа", как полагают в СК, получили "путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн руб.".

В настоящее время по факту произошедшего уже опрошен генеральный директор авиакомпании Александр Кочнев, сообщили в Следственном комитете.

Как рассказал РБК источник, близкий к Минтрансу, в отношении "ВИМ-Авиа" сейчас также проводится проверка Ространснадзора. "Проблемы у компании возникли после того, как она потратила большие средства на лизинг самолетов Boeing 777", - уточнил собеседник РБК, добавив, что "руководство [авиаперевозчика] знало, что денежных средств "ВИМ-Авиа" не хватит для закупки топлива". "При этом расписание полетов планировалось с максимальной загрузкой, и у компании не было резервных бортов", - заметил он.

Несмотря на это, 25 сентября в Минтрансе прошло совещание по поводу ситуации с задержками рейсов "ВИМ-Авиа". На нем было принято решение проработать варианты поддержки авиаперевозчика. Деталей министерство не предоставило, однако топ-менеджер одной из авиакомпаний, знакомый с позицией министерства, на условиях анонимности сообщил РБК, что "Минтранс принципиально поддерживает сохранение деятельности "ВИМ-Авиа" и попросит Минфин предоставить госгарантии".

Адвокат бюро ЗКС Денис Саушкин называет выводы следствия поспешными. "Чтобы заявлять о том, что у авиакомпании отсутствуют средства на закупку топлива по тем договорам перевозок, которые были заключены, СК нужно было проанализировать достаточно большое количество документов, которое просто технически невозможно за это время изъять и изучить (задержки рейсов начались 22 сентября)", - сказал адвокат.

Он уверен, что у СК нет доказательств совершения именно хищения денег пассажиров, по крайней мере на этом этапе. Также юрист поясняет, что мошенничество - это преступление прямого умысла, и в отношении гендиректора "ВИМ-Авиа" должно быть доказано, что он сам непосредственно ввел в заблуждение каждого пассажира лично.

За этой поддержкой авиакомпания, как стало известно ранее "Ведомостям", еще на прошлой неделе обратилась в правительство. В общей сложности "ВИМ-Авиа", по данным газеты, должна Домодедово около 500 млн руб.

Как рассказал РБК руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров, "наиболее вероятным вариантом развития ситуации с "ВИМ-Авиа" является банкротство". "Авиакомпания прекращает платить по своим долгам, прекращает оплачивать текущую деятельность. Это означает, что финансовая ситуация в компании плохая", - отметил он, подчеркнув, что "на это накладывается еще и низкий сезон". "То есть практически неизбежно банкротство", - резюмировал собеседник РБК.

Однако "ВИМ-Авиа", по мнению Гусарова, нельзя сравнивать с обанкротившейся "Трансаэро". "Это не те кредиторы, не те емкости", - пояснил руководитель Avia.ru, заметив, что, "если сейчас будет принято решение ограничить сертификат эксплуатанта или вовсе аннулировать [его], это еще больше ухудшит ситуацию" и "сделает отношения с кредиторами бесперспективными". "Многое будет зависеть от решения регулятора и того, сможет ли авиакомпания убедить, что способна продолжить деятельность", - заключил Гусаров.

Ранее, 20 июня, Александр Кочнев стал фигурантом административного дела, возбужденного приволжской транспортной прокуратурой. Производство тогда касалось задержки 173 рейсов авиакомпании, оно было заведено​ по​ ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП (предпринимательская деятельность в области транспорта, ведущаяся с нарушением условий лицензии).

Последний этап массовых задержек рейсов "ВИМ-Авиа" начался в сентябре. 25 сентября пассажиры задержанного более чем на сутки рейса авиакомпании в Анталью отказались покидать стерильную зону Домодедово. "Представитель компании заявил пассажирам, что предлагается выйти из стерильной зоны в общую. Там будут предоставлены ваучеры на питание и напитки. Мест в гостинице нет, заселять они не могут", - пояснял "Интерфаксу" один из пассажиров. "Если мы уедем домой и завтра вернемся к вылету, то по поводу затрат на такси надо писать претензию, но шансов мало", - отмечал собеседник агентства. Находившиеся в стерильной зоне аэропорта люди, по его словам, "устали и очень обозлены". "Из толпы слышатся призывы перекрывать другие стойки на вылеты в Турцию", - сообщал пассажир.

Согласно данным на онлайн-табло Домодедово, на 20:03 мск на прилет и вылет в аэропорту были задержаны 28 рейсов "ВИМ-Авиа". Пресс-секретарь Домодедово Александр Власов не смог оперативно подтвердить РБК информацию о нежелании людей вылетать в Анталью спустя сутки ожидания вылета в аэропорту.​

Авиакомпания "ВИМ-Авиа"

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" была создана в октябре 2002 года. Первые рейсы перевозчик осуществлял в основном на азиатском направлении (Вьетнам, Китай, Таиланд). Парк авиакомпании состоит из Boeing 777-300, 777-200, 767-300, 757-200 и Аirbus 319-111, 330-200. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО "ВИМ-Авиа" - Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО "Инвест Холдинг".

Финансовые показатели

В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн рублей при выручке 17174 млн рублей. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10481 млн руб., а чистый финансовый долг 7007 млн руб. (источник: ГМЦ Росстата).

Объемы перевозок

По данным Росавиации, в 2016 году компания "ВИМ-Авиа" перевезла 2 млн 76 тыс. пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место среди в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов (четыре Boeing 737-500, два Boeing 767-300, шесть Boeing 777-200 и один Airbus A330-200). С января по август 2017 года количество перевезенных пассажиров продолжило расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 31,4%. Тем не менее компания опустилась на десятое место, пропустив вперед "Северный ветер".

Проблемы авиакомпании

В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. "ВИМ-Авиа" допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила "ВИМ-Авиа" о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем. Пресс-секретарь перевозчика отмечала, что задержки были связаны с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. На следующий день после вынесения предупреждения в компании заявили о стабилизации ситуации с перевозками и сообщили, что проблемы удалось решить благодаря вводу новых судов.

В 2017 году компания вновь столкнулась с проблемами, когда после задержек в начале июня несколько десятков рейсов были отменены. Представитель Ространснадзора тогда объяснил срыв чартерной программы задержками с ремонтом самолетов. Количество пострадавших из-за проблем "ВИМ-Авиа" в июне 2017 года оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек. В итоге авиакомпания в этом месяце выполнила 351 рейс при задержке 55 вылетов (15,7%). В июле-августе проблемы остались: за июль было выполнено 429 рейсов при задержке 59 вылетов (13,8%), а в августе был задержан вылет 59 рейсов из 479 (12,3%).

Проверки и суды

В январе-сентябре 2017 года Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании семь проверок, преимущественно по обращению граждан. По данным картотеки арбитражных судов, в январе-сентябре 2017 года было зарегистрировано 38 дел, в которых авиакомпания выступает ответчиком. За весь 2016 год таких дел зарегистрировано всего 26....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка