О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" опять скупают

На прошлой неделе в московских аэропортах появились многочисленные объявления о покупке акций "Аэрофлота". Несколько раньше была завершена сделка о покупке 26% акций этой авиакомпании НРБ-групп у Millhouse Capital. Официальная сумма сделки не разглашается, но, по некоторым данным, речь идет о более чем 130 млн долларов. Судя по всему, эта сделка побудила кого-то инициировать дальнейшую скупку акций "Аэрофлота". Правда, на этот раз скупщики смогут собрать лишь 5-7% акций, которые находятся на руках у сотрудников. Аналитики затрудняются назвать заказчика - одни называют НРБ, другие считают, что акции покупает менеджмент компании, который хочет заблокировать действия нового акционера.

Последняя крупная сделка с акциями "Аэрофлота" состоялась менее месяца назад, когда появилась, а потом была официально подтверждена информация о выкупе 26% акций авиакомпании группой "Национального резервного банка" у акционеров "Сибнефти", интересы которых представляла компания Millhouse Capital UK Ltd. Новый акционер связывает с крупнейшей в России авиакомпанией обширные стратегические планы. Возможно, НРБ-групп использует свое влияние в "Аэрофлоте" для того, чтобы обеспечить сбыт своему авиастроительному холдингу. "Покупка 26% акций для НРБ - решение экономическое, - отметил RBC daily аналитик ИК "АТОН" Тим МакКатчен. - Думаю, они хотят повлиять на совет директоров "Аэрофлота" и пристроить свои "Ил-96", которые выпускает Воронежский завод".

Впрочем, представитель НРБ в разговоре с корреспондентом RBC daily опроверг это предположение. ""Аэрофлот" для нас привлекательный актив, - сказал он RBC daily. - Мы давно ведем работы в области авиапрома, и покупка акций самого крупного отечественного перевозчика вписывается в стратегию банка. Это позволит нам укрепить отношения авиастроителей и авиаперевозчиков, хотя мы не намерены заставлять компанию эксплуатировать самолеты "Ил-96". В любом случае, мы пока не собираемся продавать эти акции. Что касается планов по единой авиастроительной компании, то мы ждем реакции на предложение".

Напомним, что в начале этого года президент "Национального резервного банка" Александр Лебедев заявил о том, что он создает авиастроительный холдинг на базе Воронежского, Ульяновского и Казанского авиазаводов. Об этом говорилось в письме, направленном правительству РФ и подписанном НРБ, "Внешэкономбанком", "Внешторгбанком", "Российским банком развития" и компанией "Ильюшин-Финанс". В письме также предлагалось передать акции заводов в доверительное управление "Ильюшин-Финанс", по 45% акций которой владеют НРБ и государство. Окончательно намерения НРБ-групп станут ясны после обнародования их кандидатов в члены совета директоров "Аэрофлота". Кто станет представлять интересы группы, пока неизвестно. Как рассказали RBC daily, этому будут предшествовать консультативные встречи с представителями государства.

Таким образом, в "Аэрофлоте" сейчас сложилась следующая структура собственности: 51% принадлежат государству, 26% - НРБ, остальные 23% - миноритарным акционерам и сотрудникам компании. Казалось бы, появление второго крупного акционера в авиакомпании снимает всякий интерес к мелким пакетам акций, однако на прошлой неделе аэропорты столицы запестрели объявлениями о скупке акций. Аналитики отмечают, что объявления по скупке акций рассчитаны прежде всего на физических лиц. Как сказала RBC daily аналитик банка "Ренессанс-капитал" Наталья Загвоздина, "у сотрудников сейчас находится 5-6% акций авиакомпании". Более скромные оценки делают в ИК "ЦентрИнвест" - аналитик компании Роман Гудков считает, что у физических лиц сейчас не более 3%.

Эксперты расходятся во мнении и о том, кто заинтересован в консолидации столь небольшого пакета акций. "Продолжать скупать акции со стороны НРБ было бы не очень разумно, ведь у государства все равно остается контрольный пакет, - считает Тим МакКатчен из "АТОНа". - Поэтому не исключено, что за объявлениями стоит третье заинтересованное лицо". По словам Романа Гудкова, "в выкупе акций заинтересованы либо НРБ, либо какой-нибудь инвестиционный фонд, намеревающийся затем перепродать акции одному из крупных акционеров - НРБ либо менеджменту. "Сам менеджмент сейчас вряд ли будет скупать акции", - считает г-н Гудков. Общая сумма пакета, который можно консолидировать таким путем, - 3-5% - не превысит 1,5-2,2 млн долл., поэтому аналитики говорят, что организовать скупку могла любая инвестиционная компания.

Однако в одной из инвестиционных компаний считают, что в скупке акций заинтересованы именно менеджеры "Аэрофлота" во главе с Валерием Окуловым. Как говорит собеседник RBC daily, менеджмент сейчас контролирует порядка 16-20% акций и, соответственно, при голосовании ими вместе с государственным пакетом получается фактически квалифицированное большинство, позволяющее проводить любые решения - докупив еще 3-5% акций, менеджмент фактически достигает этого. Не исключено, что таким образом менеджмент пытается защититься от нового акционера. Поводом для разногласий является тот же вопрос о закупках техники. Если предположить, что г-н Лебедев все-таки намерен лоббировать продукцию отечественных предприятий, подобная позиция может вызвать явное неприятие у г-на Окулова, неоднократно заявлявшего о том, что "Аэрофлот" будет модернизировать парк за счет иностранных самолетов. Между тем в самом "Аэрофлоте" происходящее никак не объясняют, ссылаясь на то, что не располагают официальной информацией даже о смене акционера....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка