Московские новости
1 апреля 2003, 15:05
Оппоненты атакуют бюджет
- Ничего нового для нас в этой аргументации нет, - сказал он. - В статье изложена позиция ВВС, которые, как это ни парадоксально, стали едва ли не единственным оппонентом при создании военно-транспортного самолета Ан-70. Факты, которые использует автор статьи, или не соответствуют действительности, или преподносятся некорректно. Например, главный аргумент против Ан-70: создатели самолета отступили от технического задания, "транспортник" настолько утяжелили, что он вышел из среднего класса. Это-де привело к тому, что машина не сможет взлетать, как требовалось, с грунтовых аэродромов длиной в 600- 900 метров. Это неправда. Самолет изготовлен строго в рамках требований, которые были заданы ВВС. Мы составили таблицу, в которой сравнили требования к проектируемому транспортнику и то, что получилось: создатели самолета не отступили от технического задания ни на йоту. Взлетная дистанция Ан-70 при нормальной загрузке равна длине девяти его фюзеляжей! Конечно, с перегрузом в 47 тонн (вес танка) ему потребуется больший разбег.
Но ведь и никто не ставил задачу: создать самолет, чтобы он при избыточном весе взлетал с грунтового аэродрома при разбеге в 600 метров. Оппоненты поступают некорректно: одни характеристики налагают на другие.
- Вы хвалите самолет, а ваши оппоненты утверждают, что машина морально устарела - создается почти 20 лет.
- Это одна из натяжек. Постановление Правительства СССР о создании нового военно-транспортного самолета действительно вышло 19 лет назад. Но затем дважды, последний раз в 1993 году, совместно с украинской стороной техническое задание корректировалось. Cегодня Ан-70 - машина, которой по-прежнему нет аналогов в мире по многим параметрам, в том числе аэродинамическим, у нее уникальный двигатель. Скажу лишь, что у Ан-70 скорость, при которой машина сваливается в штопор, столь низка, что я даже пока не имею права называть ее.
- А как так получилось, что производство Ан-70 поручено предприятию, специализирующемуся на выпуске ракет?
- Это не совсем так. Омский "Полет" изначально был авиационным предприятием. Затем он действительно специализировался на выпуске только ракет. Но с 1992 года завод снова вернулся к авиации, и сегодня в его корпусах ведется серийная сборка двух типов летательных аппаратов - Ан-74 и Ан-3. Заводом-изготовителем Ан-70 "Полет" определен по результатам конкурса, в котором участвовало десять российских предприятий. (Шесть отпали при предварительном отборе.) Когда во время испытаний Ан-70 потерпел аварию, именно "Полет" всего за три месяца при финансовой поддержке администрации области восстановил его. Причем очень качественно.
- "Росавиакосмос" обвиняют в том, что он торопит проведение испытаний самолета, не устранив обнаруженные в нем "существенные недостатки".
- Программа и методика испытаний утверждены совместно с ВВС. И никто не может поднять самолет в воздух без, так сказать, законодательного оформления полета. Никто не заставит пилота лететь на заведомо обреченном аппарате. Но существуют методики, по которым проводятся испытания и последовательно доводятся те или иные узлы самолета. Так работают во всем мире. Так получали путевку в жизнь все отечественные машины. ВВС сегодня срывают испытания, используя метод итальянской забастовки: устраните все до единого замечания - тогда будем испытывать.
- Но если Ан-70 не нужен ВВС, зачем им его навязывать?
- Мнение ВВС изменилось за последние два года. Мне трудно говорить об истинных причинах, которые влияют на эту весьма странную позицию, но мы не можем принимать ее безоговорочно. Создана уникальная машина, в нее вложены огромные средства. Как можно выбрасывать все это на ветер? Кроме того, проект реализуется не по прихоти руководства "Росавиакосмоса", Минобороны или еще кого-то. Ан-70 создается в рамках государственной программы вооружений. Новый военный транспортник должен летать. Тем более что он этого стоит!
- Почему же не все этого хотят?
- У Ан-70 нет прямых конкурентов. В своем классе он единственный. Но в небо России просятся и другие самолеты. Одни уже испытываются, другие только в чертежах, как, например, Ту-330. Было бы замечательно, если бы все они пошли в серийное производство и работали на благо отечества. Но беда в том, что кошелек у всех один и тот достаточно тощ. Уйдут деньги из бюджета на одну программу, не на что реализовывать другую. Вот в чем причина воздушного боя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
