АиФ - Крым
26 октября 2017, 08:37
Прерванный рейс. Как крымские студенты угнали самолет
Студенты-угонщики читали литературу по пилотированию, учились пользоваться компасом и "отрепетировали" часть плана, слетав на самолете в Краснодар
Что-то около четырех или шести рублей стоил в 70-х билет на самолет из Керчи в Краснодар. Через пролив сновали маленькие самолеты, бравшие на борт всего нескольких пассажиров. Если те ценят время и не обременены серьезным багажом - лучшего варианта добраться до "большой земли" не придумаешь.
27 октября 1970 года в Керченском аэропорту к небольшому, похожему на стрекозу, самолету "Морава" подходили трое пассажиров. Двое парней как-то странно посматривали на незнакомого мужчину - то ли с раздражением, то ли с недоумением. Много позже стало ясно: тот просто стал неожиданной помехой в давно разработанном плане. "Третьего лишнего" вежливо пропустили вперед - чтобы он сел рядом с пилотом.
По морю не вышло
Очень может быть, что, сложись обстоятельства по-другому, то именно Крым открыл бы счет списку пассажирских самолетов, угнанных из СССР. Попытки захвата воздушных судов были и раньше, но первый успешный угон, осуществленный отцом и сыном Бразинскасами, произошел в середине октября 1970-го. На двенадцать дней раньше, чем угон самолета в Керчи.
Именно сообщение о небывалом для СССР происшествии заставило двух студентов из Крыма не отложить в очередной раз свой план, а, напротив, сдвинуть сроки вперед. Они примерно представляли, что на выводы из ЧП, переоценку мер безопасности для самолетов, уйдет какое-то время. И этим нужно воспользоваться.
…Взлетевшая с Керченского аэродрома "Морава", оказавшись над проливом, "клюнула носом", затем сорвалась вниз, но потом выровнялась и… поменяла курс. На Турцию вместо Краснодара.
О том, что творилось в тот момент в самолете, позже стало известно со слов пилота Алексея Минченко и третьего пассажира, Юрия Дербенева - того самого, ставшего неприятным сюрпризом для двух молодых людей. На голове пилота вдруг оказался мешок из плотной ткани, а на Дербенева накинули веревку, примотав его к сидению. Летчику приказали "освободить штурвал", не пытаться сопротивляться. Нет, угонщики не собирались героически погибнуть в море - один из них умел водить самолет.
Самое интересное, что даже если бы тогда, у трапа самолета, их спросили: зачем нужно убегать в другую страну, вряд ли студенты, одному из которых исполнилось двадцать, а другому - двадцать один, смогли бы внятно ответить. Родители у будущего медика, третьекурсника Виталия Поздеева и Николая Гилева, который учился в керченском филиале Севастопольского приборостроительного института, были самыми обычными людьми. И, скорей всего, мамы и папы считали, что тем хватает материальных благ: сыты, одеты, есть возможность развлекаться - что еще надо? Собственно, у ребят - кстати. двоюродных братьев, было даже больше, чем у многих их ровесников: мотоцикл, радиоприемник, магнитофон…
За границу в то время выезжали немногие. И лишь некоторые из них имели более-менее адекватное представление о жизни в западных странах. А многим молодым людям жизнь по ту сторону границы казалась сплошным праздником.
Попасть за границу по турпутевке было нереально. Какое-то время Николай надеялся попасть в состав одной из океанографических экспедиций, Виталий ухитрился осенью 1969 года проникнуть на круизный теплоход "Армения", рассчитывая добраться до Турции. Но сошел на берег в Одессе из-за морской болезни. Позже уже вдвоем пробрались на другой "круизник" - "Украину", спрятались в ящике для плавсредств. Но сбежали после того, как один из матросов обнаружил это укрытие. Тогда решили добираться до Турции по воздуху.
У вас есть план?
План потребовал тщательной разработки. Студенты проложили курс от Керчи до Синопа, стали читать литературу по пилотированию, учились пользоваться компасом, который стоит в кабинах летчиков - на тот случай, если пилот попытается обмануть угонщиков. Николай даже "отрепетировал" часть плана, слетав на самолете в Краснодар.
Они даже подстраховались, заказав на 27 октября на выбранный рейс три билета: два на свое имя, а третий - на не существующего человека, который якобы должен лететь с ребенком. То есть, заняты должны были быть все четыре места - угонщикам важно было оказаться в самолете наедине с летчиком. Но в последний момент, когда выяснилось, что регистрацию прошли только два пассажира, на рейс продали билет еще одному, торопившемуся в Краснодар.
Импровизировали на ходу, благо веревки и нож, прихваченные с собой для "убеждения" пилота, были наготове. Пассажира спеленали, один из угонщиков взял было управление, но еле смог удержать машину - летчику пришлось подчиниться и взять курс на Синоп.
Приземлилась "Морава" на одной из военных баз США, на последних каплях горючего.
Сергей Бабич, диссидент, которого судьба позже свела с Виталием Поздеевым в исправительно-трудовой колонии, слышал от него самого, что испытали студенты сразу после приземления. Радость от удачно осуществленного плана сменилась изумлением: почему никто не бежит к самолету, не встречает? Почему нет любопытных? Они долго сидели в самолете, прежде чем выбраться на "бетонку", и потом еще пришлось ждать хозяев базы.
Конечно, свою "минуты славы" крымчане потом получили - "беглецам от коммунизма" турецкие газеты посвятили полосные статьи, о них написали заметки американские и европейские журналисты, упомянули западные радиостанции. Но ребята не были учеными, известными диссидентами, звездами сцены - для раскрутки долгоиграющей истории они оказались бесполезными. Их "рай" оказался далек от воображаемого, с шикарными женщинами и роскошными машинами: им стал лагерь для перемещенных лиц - бараки, охрана, ежемесячное скудное пособие. Однажды они пытались оттуда бежать - за что и провели ночь в карцере. Их навещали люди из разведки, выспрашивали о военных объектах, расположенных в Крыму. Они рассказали, что знали, но такая малость, видимо, не впечатлила спрашивающих.
Полгода беглецы ожидали в Турции виз в США, и в это время им передали письма от родных - с упреками, просьбами вернуться, уверениями, что Родина все простит. И они дрогнули. В ответном письме Виталий написал следующее:
Только здесь я понял, как велика Россия, только здесь понял, что значит остаться без Родины, без родных. Когда я жил дома, я не замечал ничего хорошего вокруг себя, видел только плохое, и вот дурная голова завела на страшное преступление, прощения которому быть не может...
Письма угонщиков, кстати, через три года были опубликованы в брошюре, посвященной проискам врагов с запада, сбивающих с пути советскую молодежь.
Крымчане решили вернуться. Им удалось добраться до советского консульства, сообщить о своем желании, и через десять месяцев после своего побега они снова пересекли границу. Судили их в Керчи, процесс был открытый. Свои 10 и 12 лет в ИТЛ они отбыли "от звонка до звонка". Конечно, хорошая профессия, карьера - все это стало невозможным.
На самолеты угонщики продолжали покушаться и в 70-е, и в 80-е, некоторые попытки оказывались успешными. Но "крымский угон" среди всех занимает особое место. Не только потому, что стал вторым в СССР - он оказался самым бессмысленным....
Авторские права на данный материал принадлежат «АиФ - Крым». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114