2x2
1 ноября 2017, 15:37
Спасение улетающих: как амурчане в аэропорту ждали "манны небесной"
С 2015 года амурчане пережили банкротство двух крупных авиаперевозчиков
Самолеты авиакомпании "Трансаэро" прекратили летать в Благовещенск осенью 2015 года. Хотя речь о банкротстве перевозчика зашла еще летом. Показателем стала отмена рейсов. Пассажиры не могли улететь по заранее купленным билетам, в том числе из Москвы и из-за рубежа. Но сидеть в аэропорту в ожидании, кто и когда отправит их домой, людям не пришлось.
- Ежегодно летаю в столицу к родне. Билеты обычно покупаю в январе, сразу туда и обратно. Лечу в июле. Туда добралась без проблем. Немного поволноваться пришлось при возвращении на родину, - рассказывает благовещенка Наталья Шведченко. - О том, что мой рейс отменили, узнала заранее. Обратилась в агентство, в котором покупала билеты. Менеджер успокоила, объяснив, что нужно прийти в аэропорт и обменять билет на другую дату. Если же я не хочу ждать, то надо обратиться к операторам на стойке регистрации. Тогда меня отправят домой ближайшим самолетом при наличии свободных мест. К счастью, билет мне обменяли на удобную дату, я улетела всего на два дня позже, чем планировала.
На самом деле билеты на рейсы "Трансаэро" перестали продавать с 1 октября. А пассажиров, приобретавших заранее билеты с вылетом до 15 декабря, доставили в пункты назначения другие компании, в том числе "ВИМ-Авиа". Амурчанам, планировавшим путешествия на более позднее даты, пришлось возвращать билеты "Трансаэро" и ждать, когда им вернут деньги. Стоит отметить, что авиакомпания по-честному возместила расходы несостоявшимся клиентам после получения претензий. Но только через несколько месяцев вместо положенных по закону 30 дней.
Банкротство "Трансаэро" отразилось и на финансовой деятельности ГУП Амурской области "Аэропорт Благовещенск". Авиаперевозчик задолжал благовещенскому аэропорту без малого 16 млн рублей за обслуживание воздушных судов с 1 августа по 10 сентября 2015 года. Долг взыскивали через Арбитражный суд Амурской области.
В пролете
Так случилось, что компания "ВИМ-Авиа", ставшая преемницей "Трансаэро", обанкротилась вслед за предшественницей. Благовещенцы успели полетать самолетами этого перевозчика чуть больше года. Очередной транспортный коллапс разразился в конце лета 2017 года, а первые предвестники его прослеживались еще весной. Тогда рейсы задерживали или вовсе отменяли, объясняя неисправностями воздушных судов и прочими форс-мажорами. Благовещенцы сутками сидели в московских аэропортах, тратили деньги на еду, спали на креслах. Им так и не предложили положенных по закону удобств в случае вынужденного ожидания рейса свыше шести часов, то есть размещения в гостиницах и горячего питания.
Это случилось в конце сентября. 90 амурчан сидели в московском аэропорту и ждали "манны небесной". Дошло до абсурда: людей уже посадили в самолет, а потом велели возвращаться обратно. Пассажиры отказались, фактически захватив борт.
- Мне, можно сказать, повезло. Я летала в Грузию в сентябре по льготным билетам. Туда добралась нормально. За пару дней до вылета мне позвонили на мобильный из авиакомпании и сообщили, что рейс на 1 октября отменен. Предложили улететь 30 сентября или 2 октября, я отказалась, и связь тут же прервалась. По прилете в Москву мне на стойке регистрации дали два телефона - Росавиации и "ВИМ-Авиа". Но это не помогло: в первом случае предложили купить другой билет, на втором телефоне не брали трубку. Потом пришло СМС от перевозчика, что я могу улететь 2 октября. В итоге долго не объявляли посадку, потом мы сидели полчаса в автобусе у самолета, наблюдая перемещения по салону бортпроводниц. Потом еще час сидели в самолете, нам объяснили, что не успели доставить продукты, чтобы нас покормить. Наконец взлетели - и это было просто счастье! - вспоминает благовещенка Анна Владимирова.
Ситуация нормализовалась только после вмешательства Амурского минтранса и губернатора области Александра Козлова. С 5 по 15 октября пассажиров "ВИМ-Авиа" перевозили по манифесту прерванного полета (FIM). Людей с билетами, приобретенными на рейсы проштрафившегося перевозчика, принимали на борту самолетов авиакомпании "Уральские авиалинии".
- Чтобы улететь в пункт назначения, пассажиры авиакомпании "ВИМ-Авиа", у которых билеты были куплены на рейсы до 15 октября, прибывали в аэропорт вылета к началу регистрации рейса, выполняющего полет в пункт назначения, подходящий по маршруту, указанному в билете, - объясняет пресс-секретарь минтранса Надежда Елисеева. - В аэропорту они обращались в кассы представительств компаний, осуществляющих перевозку пассажиров по манифесту прерванного полета, для оформления документов на готовящиеся к вылету рейсы. При наличии свободных мест пассажиров отправляли в пункт назначения по билету авиакомпании "ВИМ-Авиа".
Официально продажу билетов на московское направление компания "ВИМ-Авиа" закрыла с 4 октября. Амурчанам, которые уже приобрели билеты на несостоявшиеся рейсы, в аэропорту рекомендовали требовать компенсацию, открыто говоря, что делать это придется через суд.
Как вернуть деньги
Возместить убытки, если авиарейс задержали или отменили, можно. Во-первых, отказаться от полета и получить назад деньги за авиабилет (даже "невозвратный"). Это вынужденный отказ, так что перевозчик обязан вернуть деньги в полном объеме. Во-вторых, претендовать на компенсацию морального вреда и возмещение прочих расходов. Надо подать перевозчику соответствующую претензию, в которой перечислить траты на питание в аэропорту, расходы на гостиницу, прочие финансовые потери (у клиента были билеты на другой транспорт, на который он должен был пересесть, оплаченные экскурсии и так далее). К претензии надо приложить как можно больше документов, подтверждающих денежные убытки.
Если претензию проигнорировали, подаем иск в суд. Деньги вернут. А вот в каком объеме и когда,сложно сказать. Перевозчик может не пойти на добровольное исполнение судебного предписания. Решением проблемы займутся судебные приставы. А если компанию объявят банкротом, то шансы на получение своих денег у физического лица будут ничтожно малы.
Банкротов стало больше
По данным Арбитражного суда Амурской области, сравнительный анализ первого полугодия 2016 года и аналогичного периода 2017 года показывает рост количества поступивших заявлений о признании должников банкротами на 33 процента. Вероятно, подобная динамика сохранится до конца года.
Комментарий специалиста
Татьяна Воронина, помощник председателя Арбитражного суда Амурской области:
- Тот факт, что Амурская область заняла первые позиции в стране по интенсивности банкротств, не связан с тем, что в области большое количество банкротящихся организаций. Дело в том, что в нашей области зарегистрировано относительно мало юридических лиц. К примеру, если в Тамбовской области, которая в данном рейтинге занимает второе место, по состоянию на сентябрь 2017 года число организаций насчитывает 17 885 единиц, то в Амурской области в этот же период их насчитывается всего 16 113. Именно поэтому при соотношении числа зарегистрированных организаций и числа банкротов Амурскую область ставят на лидирующее место в рейтинге....
Авторские права на данный материал принадлежат «2x2». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 25, 2025
Аэрофлот запустил продажу дополнительных услуг через чат-бота
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Ноябрь 25, 2025
В Томской области введено в эксплуатацию оборудование МПСН-Ш второй очереди
Ноябрь 25, 2025
Дроносфере будущего нужны инженеры-творцы, влюбленные в небо
